Без погружений и переходов на личности

ПОПОВА Тамара

Без погружений и переходов на личности

519

09:00, 08 апреля 2019г

Год назад «Двадцатый век Фокс» подарил нам музыкальную биографию Барнума – «Величайший шоумен» (Greatest Showman). Те, кто пропустил период российского проката в сети «Киномир», могут найти мюзикл на ресурсе «Кинозал» и в анонсах каналов спутникового (кабельного) ТВ.

Сюжет соединил вещи несоединимые, казалось бы. Музыку, танцы – и глубочайшую нравственную проблему отношения человечества к людям с особенностями физического развития. Не считаю себя вправе навязывать читателю собственные субъективные ощущения, и все же…

Главный герой – реальное лицо, основатель знаменитого цирка уродов Финеас Тейлор Барнум. Сыграл его неотразимый Хью Джекман. Женившись на представительнице высшего света Черити (Мишель Уильямс), он поставил цель: любой ценой выйти в люди, раскрутить свое шоу. Но как? Ведь время и место действия – XIX век, Америка, переживающая экономическую депрессию. Тривиальные проекты не реализуются. Объевшейся публике не хочется больше обычных гимнасток-стройняшек и русских силачей.

Чтобы цирк или театр приносил прибыль, нужно предложить зрителю что-то невероятное. И Барнум сумел. Именно ему исследователи приписывают фразу: «Нельзя сделать что-то новое, слепо подражая другим».

Он идет ва-банк, решая сыграть на самых низменных человеческих чувствах. Говоря о равных возможностях для всех, люди меж тем, кто открыто любопытствуя, а кто – украдкой, рассматривают карликов, людей с недостающими конечностями, альбиносов… Финеас решил проблему своего бизнеса, собрав всю эту «ярмарку аномалий» под крышей цирка. Они не похожи на всех остальных, они – диковинки, они притягивают взгляды. Именно потому фрик-шоу как явление и морально-этическая тема существует с древности.

Из истории. Первые свои деньги шоумен сколотил на очень-очень старой слепой афроамериканке, которую купил по случаю. Он возил ее по городам, уверял зрителей, что ей полторы сотни лет и она – няня самого Джорджа Вашингтона. Когда поток желающих поглазеть на ратитет иссяк, Барнум запустил новый проект, «Бабушка-робот». И даже на смерти старушки бизнесмен умудрился подогреть кастрюльку с массовым любопытством,  продав билеты на показательное вскрытие, которое провели проплаченные патологоанатомы. Согласитесь, операция, столь удачная с точки зрения коммерции, не имеет ничего общего с морально-этическими нормами человечества.

Мюзикл может показаться самой неподходящей для подачи такой темы формой, однако попытка передать ее в песнях и танцах удалась. Создатели умудрились и от депрессивности уйти, и остаться честными со зрителем в главном: каждый из нас в чем-то прекрасен, в чем-то – уродлив…

И потому не кажется нам чудовищным интерес публики к лилипуту Чарльзу Страттону (Генералу Том-Таму), сиамским близнецам Чангу и Энгу Банкерам, бородатой женщине Энни Джонс, страдающей гирсутизмом – болезнью, при которой организм женщины вырабатывает слишком много мужских гормонов. На цирковой арене они не уроды, а артисты, хотя и фрики.

На их фоне владелец цирка выглядит благородным великаном. Нет ситуации, которая бы загнала его в угол. Даже когда его семья прозябает в нищете и денег нет от слова «совсем», легко, из воздуха,  он придумывает роскошный подарок для дочерей – волшебный фонарь и световое шоу, устроенное на крыше дома. Мало Финеасу Тейлору Барнуму киношного стандарта социальных ролей заботливого мужа и отца. Создатели мюзикла наделили героя еще и миссией спасителя отверженных – тех, которыми общество обычно брезгует, старается их не замечать. Он – человек, давший возможность актерам заработать на собственных аномалиях. А что вы хотели, это рынок, каждый продает что может. Одни – автомобили, другие – собственное уродство. Вопрос только в том, кто из них ненормален. Люди,  сидящие в зрительном зале или работающие на сцене?

Ответ – в легком танцевальном скольжении, никаких погружений и переходов на личности… Так, как и должно быть в мюзикле.

В итоге история получилась сказочной уже хотя бы потому, что цирк уродов не может существовать в наше время. Ведь большинство болезней,  вызывающих аномалии, сегодня излечимо.

Достоверности и реального попадания в образы прототипов в сюжете минимум. На 90% он – вымысел. В избытке – любовь, трудности становления личности, неубиваемая надежда на светлое будущее и чисто американский хеппи-энд под музыкальное сопровождение карликов, бородатых женщин и близнецов-сиамцев.

Словом, смотрите и слушайте. Не пропустите.  Мюзикл – явление редкое.

Новости партнеров
Фоторепортаж