Что снилось царю Борису?

КОЧЕТЫГОВА Татьяна

Что снилось царю Борису?

729

10:56, 19 апреля 2019г

Посмотрели всей семьей российский сериал «Годунов» режиссеров Алексея Андрианова и Тимура Алпатова – и испытали настоящий катарсис.

Первый сезон вышел еще в ноябре 2018-го, а заключительные серии показали в этом году, в конце марта.

Когда мои знакомые на вопрос, кто в роли Годунова, услышали ответ: «Сергей Безруков», со скепсисом комментировали: «Что, опять он? Сколько можно?».

А мне понравилось. Образ русского царя получился многогранным, добротно выстроенным из полутонов. Фигура Бориса Годунова была довольно противоречивой, и это вполне удалось раскрыть в своей роли Безрукову. Мало того, он еще сумел влюбить зрителя в образ коварного политика. А это ведь высший пилотаж, если кинозлодею начинают симпатизировать и оправдывать его поступки, в данном случае сложившимися в России историческими условиями. На троне нужен был сильный, но в то же время дипломатичный политик, который смог бы усмирить рвавшихся к власти бояр и роптавший народ, а также предотвратить угрозу войны с внешними врагами. Все это оказалось под силу Годунову, он славно сыграл все шахматные партии, которые предложила ему жизнь. Было занимательно следить за киногероем, как он обратил в свою веру стрельцов, неокрепших юнцов, которые являлись представителями знатных боярских фамилий, перехитрил злейших врагов. Герой духовно растет и под тяжестью царской короны, когда в любой момент могут предать ближайшие соратники, убить семью, проникается любовью к народу, к своей стране. Он больше не решает меркантильные задачи, а думает широко и по-государственному. В общем, современным политикам, стремящимся к власти, есть чему у него поучиться.

Кто еще зацепил из актеров? Конечно, Светлана Ходченкова, сыгравшая Марию, жену Годунова и дочь Малюты Скуратова.

На ее героине завязана одна из сюжетных линий, один из главных конфликтов: Борис Годунов – 
Василий Шуйский, которого безупречно сыграл Андрей Мерзликин. Борьба за власть между этими героями – это еще и борьба за любимую женщину. Василий Шуйский так и не смог простить царю, что тот забрал у него невесту, но в то же время он не может всласть упиться местью к сопернику. Вредить Годунову – 
значит вредить Марии, а ей он готов простить любое злодейство.

Мария как истинная дочь Малюты Скуратова плетет свои интриги в обход воли царя-батюшки. По киноверсии, именно она устраняет прямого конкурента Бориса Годунова на трон – сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, – спровоцировав тем самым целую серию попыток свержения русского царя самозванцами.

Кстати, смутная эпоха, сопровождаемая появлением нескольких претендентов на престол – самозванцев, рядившихся в одежды убиенного младенца Дмитрия, – тоже связана с образом женщины – Марины Мнишек, хитрой властной полячки, жены Лжедмитрия I, бывшего монаха Гришки Отрепьева. Вот уж где коварство и любовь. Зритель, безусловно, попадает под очарование злодейки Мнишек, которую сыграла Ольга Калицка. Правда, образ подан слишком однобоко.

Чего не скажешь о работе Евгения Ткачука. Гришка Отрепьев у него вышел потрясающий. Сразу понятны внутренние мотивы молодого юноши, так долго томившегося в монастыре под гнетом чуждых ему правил. Как человек хитрый, расчетливый и властолюбивый он воспользовался сложившейся ситуацией и рискнул выйти на главную историческую сцену. Его показывают опьяненным властью, перед ним трепещет дочь Годунова Ксения, падают ниц бояре, гнет спину родная матушка. Тем тяжелее похмелье. Когда царские стрельцы рвутся в белокаменные палаты, он понимает, что никто его не защитит, и предпочитает грозной расправе самоубийство. Герой Евгения Ткачука вызывает очень сильное чувство ненависти. Образ Лжедмитрия вскрывает извечные проблемы – роли личности в истории и средств, которыми эта личность не брезгует в борьбе за царский жезл.

А вот про Ивана Грозного в контексте фильма нельзя однозначно сказать, злодей он кровавый или юродивый.

Известную историческую персону сыграл один из моих любимых героев, Сергей Маковецкий. «Кровавая» сюжетная линия связана с деяниями опричников и самым лютым из них – Малютой Скуратовым. Виктор Сухоруков в этой роли снова неподражаем. Такая непосредственность в жестокости многое объясняет в истории царских злодеяний. Линия царя-юродивого показана в сценах моления перед иконами. Набожный царь каждый свой грех помнит, но не он управляет собой, а им – его характер.

Особенно хороша в сериале линия царских снов. Борису Годунову, как только он попал на царский трон, начинает сниться Иван Грозный. Сцены мистические, красивые и страшные, просто царство Кощея. Иван Грозный превращается во сне то в предсказателя, то в шута, иронизирующего над поступками Годунова. Замечательная режиссерская находка!

Довольно интересно наблюдать в кинокартине и за героями второго плана. Обаятелен Александр Устюгов, сыгравший в фильме Фёдора Романова, чья династия правила Россией вплоть до революции.

Актер, хорошо известный мужской половине телезрителей по роли Романа Шилова в «Ментовских войнах», вдруг показался на экране в боярском облачении. Сначала союзник и помощник Бориса Годунова, потом опальный монах, позже – патриарх Филарет, в финале он превращается в царя-надежу. Получается, не один образ, а сразу несколько, довольно симпатично воплощенных на экране.

Любой сериал я всегда пытаюсь записать в плохие или хорошие по признаку – хотела бы я его посмотреть еще раз, как «Ликвидацию» или «Мастера и Маргариту», или нет. «Годунова» – посмотрела бы, и всем рекомендую.

Фоторепортаж