Эпоха героев

КАРПОВА Любовь

Эпоха героев

607

11:45, 21 июня 2019г

Постановление об освоении целинных и залежных земель было принято ранней весной 1954 года. А уже спустя два года после начала кампании на экраны Советского Союза вышло несколько фильмов, героями которых стали первоцелинники.

Если судить по энциклопедии портала «Кино-Театр.ру», действие большинства целинных картин 1955-1956 годов разворачивается в Казахстане. Например, за два года до международного триумфа на Каннском фестивале с фильмом «Летят журавли» к теме целины прикоснулся режиссер Михаил Калатозов. Его «Первый эшелон» повествует об отряде молодежи, прибывшем в степные районы Казахстана по комсомольским путевкам (в ролях Всеволод Санаев, Олег Ефремов, Изольда Извицкая и другие). На фоне суровой жизни и изнуряющей работы развивается роман секретаря комсомольской организации и трактористки. Пишут, это должен был быть первый советский широкоэкранный фильм, – не сложилось, но режиссеру он помог найти новую стилистику, которая сделала его следующую картину событием мирового кино.

«Беспокойная весна» режиссера Александра Медведкина рассказывает о формировании характера проблемного юноши – участника борьбы за хлеб на целине. Фильм «Это начиналось так…» Якова Сегеля и Льва Кулиджанова – о столкновении московских комсомольцев с бюрократизмом и безалаберностью все в тех же казахских степях. А «Мы здесь живем» Шакена Айманова – о борьбе молодых целинников не только с суровой природой, но и с косностью директора треста совхозов.

Критика бюрократии и консервативных директоров хозяйств быстро стала общим местом целинного кино. Есть она и в черно-белом фильме «Березы в степи» режиссера Георгия Победоносцева. Но все же главное в нем – человеческие характеры и взаимоотношения, складывающиеся в немыслимо трудных условиях.

Картина начинается с бурной семейной ссоры – Степан настойчиво ищет легкой жизни и вновь подбивает жену Марию сорваться с места, только на сей раз отправиться на целину. Кстати, герои фильма – не энергичные юные комсомольцы, а люди средних лет и, более того, родители, что сильно снижает градус безудержного оптимизма и общий победительный настрой, зато привносит человечную интонацию и даже неожиданно реалистичный взгляд на сложности этой героической эпохи. Возможно, потому фильм и был отмечен второй премией Всесоюзного кинофестиваля за сценарий и работу актрисы Раисы Куркиной, сыгравшей главную героиню.

Со своими будущими соседями, немолодыми рачительными крестьянами, Мария и Степан знакомятся еще в товарном вагоне, где все спят вповалку, обсуждают заграницу, виденную во время войны (мол, в Финляндии «все поле переплюнуть можно, а кормит!»). И рассказывают байки про конечную точку своего путешествия, будто бы там вода ядовитая и одни змеи и скорпионы. Реальность предстает перед ними в виде абсолютно голой, выжженной солнцем казахской степи, где нет ни деревца, ни готового жилья для новых переселенцев. В местном хозяйстве мрут куры, а довершает картину затяжная засуха.

И пока сын главных героев налаживает контакт с казахскими детьми, а Мария деятельно обустраивает быт в комнатушке у хозяев-колхозников, ее муж опять решает сбежать от трудностей. Надо заметить, вполне объективных – начальство внезапно передумало строить дома и раздавать семьям обещанных коров. Но жена впервые идет наперекор и остается. А ее стремление прижиться на новом месте символизируют тоненькие березки, которые она посадила возле дома.

Разумеется, здесь тоже полно идеологических штампов, свойственных фильмам той поры. Есть, например, длинная сцена, в которой резко отрицательный бюрократ обвиняет переселенцев в потребительском отношении к государству, но ему противостоит честный директор колхоза, призывающий «заботиться о счастье людей».

Но в фокусе режиссерского внимания – судьба Марии, до сих пор не имевшей права голоса в семье, не получившей специальности и потому согласной много работать на подхвате: месить саман, помогать везде, где не хватает рук. Несмотря на осуждение (не удержала мужа!), окружающие быстро проникаются к ней уважением, которое будет очень кстати, когда на пути к ее счастью с положительным тружеником Дмитрием встанет его мать. Кстати, непутевый муж вернется через год, чтобы забрать семью и снова куда-то уехать. Но в последней сцене Мария окончательно простится со Степаном – и вдруг заметит, что ее березки распустились.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж