Летопись войны продолжится

ПОПОВА Тамара

Летопись войны продолжится

275

10:01, 17 мая 2017г

После 9 мая затихают и праздничные хлопоты. Свернуты полевые кухни, завяли цветы, которые дарили мы ветеранам-победителям, и давно уже распакованы подарки, доставленные им прямо домой. Закончились праздники.

Фронтовики снова остались порой в пустых квартирах, иной раз один на один со своими ранами, болезнями, невзгодами. Лишь иногда – ожидаемые визиты. Почаще – соцработников, пореже – внуков да тимуровцев. Но в «Алтайскую правду» люди все шлют и шлют письма о своих родных – фронтовиках. Одно из таких писем пришло уже после Дня Победы от Галины Ивановны Маслиной (Шибановой) из села Коробейниково. Она рассказала о своем отце Иване Степановиче Шибанове. Всю жизнь мама говорила ей, что отец на фронте был поваром, а маленькая Галя все недоумевала, откуда у повара на руках и ногах столько шрамов от осколков. Лишь спустя 70 лет после Победы она узнала, какой подвиг совершил отец. Воевал он на самом деле в саперной роте, дошел до Берлина и вернулся домой. Хорошим, видать, был сапером, если ни разу не ошибся за четыре года. В марте 45-го Шибанов при прорыве немецкой обороны в районе деревни Вальтерсдорф сумел разминировать участок, по которому следом наступали наши. За этот подвиг парня из Змеиногорска представили к ордену Отечественной войны II степени.

От одной только этой сохранившейся родовой веточки Шибановых после войны пошло 10 внуков, 21 правнук и 8 праправнуков. Счастливый род, не расстрелянный, не взорванный. 240 815 таких веточек погибших наших земляков ростков не дали. Если умножить эту цифру хотя бы на три, на минимальное количество детей в послевоенных семьях, получится 722 445 нерожденных малышей. 722 445 непрожитых судеб. Треть Алтайского края.

Если же подсчитать недород всей страны, цифра получится ужасающая. Источники и методики подсчетов есть разные, по одной из них, страна потеряла 27 миллионов человек убитыми, умершими от голода, ран и болезней, замученными в концлагерях. 96 миллионов недорода россиян следующих поколений. Русский счет, не сравнимый ни с чьим другим.

Для справки: венгры потеряли около 150 тысяч убитыми, финны – 25 тысяч, словаки – менее 3 тысяч воевавших на Восточном фронте, притом что в плен сдались около 27 тысяч. Ощущаете несопоставимость национальных демографических катастроф?

Недород этот – в каждом из нас. Он и горькое сожаление о том, что родня-то у тебя совсем малочисленная, и попытки отыскать хоть какие-то ниточки связи с дедом, которого ты никогда не видела, и тоска, звенящая в каждой строчке писем наших читателей.

Даже притом что всю весну мы старались как можно чаще публиковать материалы об участниках войны, не все смогли попасть в газету. Нам очень жаль, что не все из них вышли в печать в канун праздников. И мы просим не расстраиваться тех, чьи рассказы об отцах или братьях пока не появились на страницах газеты и на сайте «АП». Они обязательно будут опубликованы. До следующего Дня Победы еще целый год, вы пишите, дорогие наши читатели, а мы поможем вам продолжить алтайскую фамильно-фронтовую летопись, вести которую, кроме нас с вами, некому.

Фоторепортаж