Полицейские контрасты

КАРПОВА Любовь

Полицейские контрасты

364

11:33, 12 октября 2018г

На канале «ТНТ» стартовал комедийный сериал «Конная полиция», созданный по проверенным лекалам – и выглядящий вторично с первой серии, что можно считать своего рода достижением. И это несмотря на новый для нашего ТВ экзотический и многим незнакомый антураж.

Хотя, казалось бы, сколько было и еще будет в телесериалах непутевых полицейских, получивших шанс на исправление и нравственный рост! Но в этой благодатной теме обнаружились свои топкие места. Например, создателей новинки ТНТ губит странная интонация.

Главный герой, точнее, антигерой, – наглый московский опер Сергей Волков, которого играет звезда сериала Артур Смольянинов. Мы знакомимся с ним в тот момент, когда он руководит эффектной, но безуспешной спецоперацией против подпольного казино. Кто-то заранее слил преступникам информацию, и вместо шампанского и рулетки взорам полицейских предстает социальная столовая для пенсионеров. Впрочем, уже в следующих кадрах нам дают понять, что предупредил владельца казино лично Сергей Волков – завсегдатай заведения (казино, не столовой!), любящий сыграть в долг.

Накидавшись элитного алкоголя после очередного проигрыша и, разумеется, сев за руль своего шикарного внедорожника – избитый поворот, не правда ли? – он на глазах каких-то школьников сбивает на зебре… настоящую живую зебру. Да, такое у сценаристов чувство юмора. Дальше следует разнос от не менее коррумпированного начальства (колоритный актер Александр Тютрюмов рожден для таких ролей) и – нет, не увольнение из органов и уж точно не судебный процесс, а временная ссылка в ряды конной полиции. Есть в Москве такая, патрулирует обширные столичные парки и городские праздники. Элита постовой службы, между прочим.

Так наш прожженный циник с часами за два миллиона оказывается в рядах сказочных идеалистов, которые следят, чтобы сердобольные тетечки в парках не кормили уточек, а гопота не сидела с ногами на лавочках. Причем самым сказочным оказывается капитан Кондратьев (Алексей Симонов) – честный, наивный и деликатный.

Нетрудно заметить, что сюжетно «Конная полиция» в каких-то моментах повторяет и успешного «Полицейского с Рублевки», и «Мажора», и бесчисленные сериалы про оперов, готовых нарушать правила во имя какого-нибудь правого дела. Вот только наш новый антигерой пока озабочен исключительно своим колоссальным долгом перед мелким бандитом, причем каждая попытка рассчитаться оборачивается все большими проблемами.

Он, например, подкатывает к новой коллеге, которая ему совсем не нравится, чтобы она одолжила денег с продажи дачи. А деньги уже вложены в мешки гречки, среди которых будут драться незадачливая «невеста» и ее мама-повариха. Или натравливает бывших коллег на все то же подпольное казино, чтобы они изъяли контрафактный алкоголь, а он его вернул и за это ему простили долги, – но и тут все пойдет не по плану. Единственный более-менее благородный поступок за несколько первых серий бывший опер совершает скорее по глупости.

Специфика конной полиции, которая могла бы как-то развлечь, в конечном счете скорее заполняет время, при длительности серий всего в 25 минут: вот вам кузница с эффектной девушкой-кузнецом, вот мытье лошадей, а вот и тренировка по выездке, во время которой можно по неопытности отбить себе зад.

Основным же источником комического в первых четырех эпизодах служит разительный контраст между тем, чего мы все хотели бы от нашей полиции, и тем, о чем периодически читаем в настоящих криминальных сводках. Например, нам предлагают улыбнуться над довольно жуткой сценой, когда в подпольном казино пытают человека, накинув ему пакет на голову, а в следующем кадре в полиции бывшие коллеги Волкова пытают какого-то безымянного задержанного тем же способом, только с помощью противогаза.

Еще в сериале есть эпизодические полицейские с сильным кавказским акцентом, угрожающие своим конным коллегам пистолетом. А где-то рядом – история капитана Кондратьева, который учил молодую подчиненную не закрывать глаза даже на мелкие правонарушения вроде брошенной на газон бутылки, но пострадал от собственной принципиальности, или погоня на «единороге» за грузовиком. Авторская интонация петляет между пошлостью и реалистичной жесткостью – и странной застенчивостью, а усиливает это раздвоение песенка «Не вешать нос, гардемарины!», то и дело звучащая за кадром.

Есть, впрочем, и положительная сторона: на фоне поверхностно и довольно необаятельно прописанного центрального персонажа его новые коллеги, несмотря на свою немыслимую наивность, выглядят симпатично уже потому, что не злодеи. Может, таков и был план?

Фоторепортаж