Пропавшие и живые

КУПЧИНСКИЙ Олег

Пропавшие и живые

1987

12:39, 27 января 2017г

Вчера в магазине по рекламному радио звучало объявление – призыв к родителям следить за детьми, за их интернет-активностью, обращать внимание на круг общения в социальных сетях. И особенно – на незнакомых взрослых собеседников. Подоплека понятна – кругом немало маньяков, полно разных экстремистских и суицидальных групп, и важно подростков от всего этого оградить.

А еще, по-моему, важнее – внушить чувство опасности, привить иммунитет.

К виртуальным угрозам. К реальным. Ведь первые могут очень быстро превратиться во вторые.

На днях в автобусе наблюдал такую сценку. Мужчина средних лет разговорился с девушкой-студенткой, которая просматривала тетрадь с записями лекции. Об учебе, студенческой жизни, сессиях и преподавателях. Потом рассказал о премьерах сезона и стал ненавязчиво приглашать девушку в драмтеатр. Та отшутилась, но он мягко настаивал.

- Вы что, маньяк? - В шутку спросила студентка.

Мужчина так же отшутился, но общение прекратил.

Разговор, между прочим, произошел 25 января, в Татьянин день. Это не только праздничные студенческие традиции, но и Святая Великомученица Татиана, между прочим. У «политеха» стоит часовня в ее честь. Студенты по традиции окропляют святой водой зачетки. Чтобы удачно сдать сессию.

А надо бы еще и для того, чтобы Господь оградил от беды. И чтобы голову на плечах иметь и элементарное благоразумие.

Не случайно же часовня поставлена у АлтГТУ. Все помнят серию таинственных исчезновений пятерых абитуриенток «политеха» летом 2000 года. И страшных находок позже. Девушки пропадали либо возле вуза, либо прямо в здании. Шли узнать оценки или получить консультацию, а уходили в ужас и смерть.

И лишь после исчезновения пятой, бийчанки Ксении Киргизовой, когда всерьез забили тревогу СМИ, общественность и волонтеры стали прочесывать чердаки и подвалы, расклеивать фотографии пропавших девушек, милиция догадалась связать все случаи в один тугой узел. Лучше поздно, чем никогда. Хотя в нашем случае лучше бы это сделали раньше – после первой пропавшей девушки. Тогда, может быть, меры безопасности в политехе были бы иными, и не случилось то, что случилось.

Тогда-то и заговорили о двух десятках пропавших женщинах в предыдущие два года, о пропавших этим же летом мамах абитуриенток других вузов.

Милиция помалкивала, по понятным причинам не комментируя ход поисков.

А мы, журналисты, строили версии и выдвигали гипотезы. О сектантах и экстрасенсах, продаже в бордели и на органы, о похищении ради выкупа.

«Я достану Ксюшу хоть из-под земли», - сказал мне в августе 2000 года отец Ксюши Киргизовой Владимир.

Кстати, ни одна из версий экстрасенсов не подтвердилась. Останки девушек и их одежду поочередно находили в разных местах. Вещи одной были аккуратно разрезаны на квадратики, а ее саму опознали только по зубным коронкам. Другую - в мае следующего года идентифицировали по толстой косе, заплетенной особенным способом. Но родители до сих пор не верят, что это их дети и продолжают искать и надеяться…

Главный подозреваемый - рыночный торговец Анисимов – выбросился из окна восьмого этажа во время следственного эксперимента, до этого он дал признательные показания. Нет в живых и случайно задержанного милиционера - маньяка Павленко, который признался в четырех убийствах. Но кто именно убил пять абитуриенток из «политеха», навсегда останется тайной.

Потом, правда, сотрудники отрапортовали, что в ходе широкого и глубокого следствия раскрыты десятки других преступлений, убийств, мошенничеств, взяток, краж и изнасилований. Но это все другое. Другие изнасилования и другие убийства...

Можно всю вину повесить на несчастных девушек – зачем были столь неосторожны и опрометчиво пошли с незнакомым человеком. А ведь некоторые из них были весьма прагматичными. То ли маньяк был в форме и при погонах, то ли назывался «деканом» и обещал немедленное зачисление, то ли незаурядным психологом и даже гипнотизером.

В сентябре того же 2000 года «Алтайская правда» проводила журналистский эксперимент – выясняла, насколько повысился «градус опасности» после всех событий. Обаятельный Владимир Токмаков возле «политеха» знакомился с девушками, представлялся фотографом и приглашал «сесть в машину и проехать на бесплатную фотосессию». Многие беспечно соглашались, ради портфолио были готовы пропустить занятия. Оставляли свои телефоны.

Проведи такой эксперимент сейчас, результат, вероятно, будет другим. Народ стал опытнее и осторожнее. Ну, так и опасности и угрозы изменились, усложнились, замаскировались. И зло может легко из сети перейти в жизнь, стать осязаемым и страшным.

Опасности изменились, но никуда не делось. Так что окропление зачеток у часовни Святой Татианы – повод вспомнить Юлю Тихтиекову, Лилю Вознюк, Олю Шмакову, Анжелу Бурдакову и Ксюшу Киргизову. И сотни других пропавших.

Это нужно живым…

Новости партнеров
Фоторепортаж