Смотрим и обсуждаем. О сериале «Sпарта»

КАРПОВА Любовь

Смотрим и обсуждаем. О сериале «Sпарта»

2354

11:47, 13 июля 2018г

На «Первом канале» по ночам идет сериал «Sпарта» – Российский триллер про старшеклассников, заблудившихся в виртуальной реальности. У этой новинки непростая судьба: со времени съемок прошло около четырех лет, и многие причастные к ее созданию уже успели прославиться чем-то другим.

Почему сериал не был выпущен раньше – примерно понятно. Но, как ни странно, в нем есть что-то затягивающее. По крайней мере – первые две серии из восьми, которые мы успели посмотреть, умело накручивают интригу и не спешат выкладывать все карты на стол. Понять, в чем состоят цель и смысл злодейства, по двум эпизодам решительно невозможно, а значит, придется смотреть дальше – возможно, чтобы разочароваться.

В питерской школе прямо во время урока выбросилась из окна молоденькая учительница Анастасия Истомина (актриса Ольга Сутулова). Выяснять, было ли это самоубийством, предстоит участковому, капитану Игорю Крюкову (Артем Ткаченко), чья израненная душа и запутанная личная и профессиональная жизнь мерцают в его грустных глазах. Одиннадцатиклассники, конечно, бурно оплакивают свою погибшую руководительницу, но помогать бывшему следователю не спешат. Наоборот, любой его вопрос повисает в тишине, тонет в паузах, недомолвках, уклончивых ответах и странных взглядах. Словом, трудные подростки в сериале удались настолько, что их порой хочется немного встряхнуть за плечи – чувство, знакомое многим взрослым.

Сериал, впрочем, не для детей: в нем наличествуют и откровенные, и довольно жестокие сцены. Многие из них связаны с игрой «Sпарта» – вымышленным виртуальным «симулятором нового поколения», который по неясной пока причине тестируется в этой школе. Учителем информатики в ней почему-то работает бывший хакер, который честно говорит следователю, что игру не одобряет, потому что никаких правил в ней вообще нет. Стоит ли удивляться, что свою виртуальную жизнь подростки посвящают сведению счетов с жестокими родителями и бессердечными возлюбленными. Ну или с самими собой, раз за разом выпрыгивая из окна небоскреба.

Еще в этой школе недавно погибла ученица, да и фотография бывшего директора висит на стене в траурной рамочке. У нынешней директрисы вид напуганный и нечестный, а ее любовник-физрук вообще трясется как осиновый лист. Всеобщая подавленность как-то связана с таинственным и самоуверенным старшеклассником Мишей, сыгранным Александром Петровым (пять лет назад до «Гоголя», «Притяжения» и «Полицейского с Рублевки» он еще мог сойти за старшеклассника).

Сериал начинается с титра «2020 год» – это время, когда на свободу выходит тот самый капитан Крюков, оставив сотруднику СИЗО человечка из хлебного мякиша. А в наши дни он постоянно скручивает фигурки из проволоки и скрепок. И этим ненавязчиво напоминает главного героя грандиозного американского сериала 2014 года «Настоящий детектив».

Крюков, конечно же, классический герой нуара: мрачный, надломленный и неотразимый для женщин (для сюжета важны и погибшая в прошлом жена, и роковая любовница, и робкая поклонница-патологоанатом). И при всем комизме этого избитого клише, в сериале такой образ почему-то срабатывает. На атмосферу нуара честно работает Петербург и само здание школы, снятое с таких ракурсов, что просторные светлые коридоры с большими окнами-арками начинают казаться гнетущими. Ну а сюжет петляет между флешбэками (два года назад, год, два месяца назад, наши дни), давая зрителю совсем маленькие кусочки мозаики, из которых ему предстоит складывать цельную картину.

«Работа над сериалом шла в 2014-15 годах, и съемочной группе удалось уловить тенденции мирового кино, обратившего внимание на мир виртуальной реальности», – говорится на официальном сайте телеканала. Авторы осторожно сравнивают свою «Sпарту» с недавним фильмом Спилберга «Первому игроку приготовиться». Говорят, что специально создавали виртуальный мир схематичным и примитивным, чтобы подчеркнуть его отличие от реальности (а еще намекают, что показом сериала заинтересовался мировой стриминговый гигант Netflix). Но все же лучшее, что есть в первых сериях, связано не с миром высоких технологий, а с темными глубинами человеческих душ. От таких запутанных историй невольно ждешь грандиозной развязки, и в этом смысле авторы взвалили на себя повышенные обязательства.

Фоторепортаж