Три космонавта

КУПЧИНСКИЙ Олег

Три космонавта

377

09:48, 28 декабря 2016г

Наряжал елку. Из коробки с игрушками достал последнюю. Она завалилась в самый угол, под мишуру и отвалившуюся бороду Деда Мороза. Фигурка в комбинезоне на прищепке. На скафандре написано – СССР. Космонавт из 60-х…

Когда-то в родительском доме было три игрушки космонавта. А еще ракеты, большой красный шар с портретом Ленина, смешная фигурка усатого дяди, напоминающего маршала Буденного, и множество фонариков, мишек с балалайками, лисят и белочек, котов в сапогах,  незатейливых грибков, шишек и прочего… Они год лежали в старом чемодане на шкафу, переложенные слоями ваты. Перед Новым Годом мама все доставала, наряжала, а я подавал игрушки.  Некоторые, конечно,  падали с веток и бились.

Первым  вдребезги разбился  шар с Ильичом. Потом хрупкая ракета. Причем в тот год, когда из-за разгерметизации спускаемого аппарата  Союза-11 погибли   космонавты Добровольский, Волков и Пацаев.  Упал и не «отжался» «маршал Буденный». Покалеченный медведь с аккордеоном потерял лапу, но не голову, и был оставлен для дальнейшего прохождения службы.

И только стойкие  космонавты были целы. Как-то я присмотрелся к игрушке. Фигурка мне показалась женской: «мама, это Валентина Терешкова?»

Мама подумала и ответила в том духе, что это, скорее, символ. И Терешковой, и тех, кто еще полетит. Символ медленно кружился на нитке в окружении мишек и шариков и словно подмигивал мне  отблесками лампочек. Была в нем какая-то тайна и притягательность.

Потом я уехал учиться в вузе и перебрался в Барнаул. Елку родители ставить перестали, игрушки лет десять лежали в чемодане. Затем, в начале 90-х, семья хороших знакомых уезжала  на ПМЖ в Израиль. Несколько игрушек, включая космонавта,  уехали с ними. На память.

Год спустя я был у родителей, разбирал старые вещи и нашел этот чемодан с игрушками. С десяток сохранившихся увез с собой. Второй космонавт полетел в Барнаул.

А третий отправился во Владивосток. Его моя  мама подарила дочери соседки по дому. Она грезила космосом, собирала марки и значки на эту тему.  Девочка выросла и вышла замуж за военного моряка  с местом службы – Владивосток. Любимого космонавта захватила с собой.

У них в 1996 году родилась дочь Инна.  Через два года – сын. Потом у  военного моряка начались проблемы -  его корабль списали и пустили под нож, сам он почти «списал» свою собственную жизнь - запил и  загулял,  оставил семью. И жена с ребенком   вернулась на родину. Космонавт был среди вещей и продолжал украшать елку. В 11 классе Инна  поехала с классом во Францию на отдых. Там познакомилась с парнем. Переписывались. А два года назад поженились. Серебристая фигурка  космонавта  теперь украшает елку в доме в маленьком городке под Тулузой.

А знакомые в Израиле обзавелись внуками и правнуками. Внучка вышла замуж,  родила двоих своих и еще усыновили двух малышей. В прошлом году умер глава семьи, Семен Михайлович. Бабушку пришлось взять к себе. Но елку продолжают ставить.  Игрушек у них немного. Но космонавт цел. Мы регулярно поздравляем друг друга с Новым Годом. А иногда общаемся по скайпу, и Григорий Семенович наводит камеру  на  космонавта – «вон он, видишь, слева пятая ветка снизу!».  Наверняка  и в этот раз мы обменяемся пожеланиями, и  он в очередной раз расскажет анекдот про Гагарина: «в Израиле поставили памятник первому космонавту. А все потому, что он первым сказал «поехали!»..

Взяв старт из старого домашнего чемодана,  три космонавта  долго летают по жизненным «орбитам» трех семей и раз в год радуют своим теплом и воспоминаниями семьи в Барнауле, Тулузе и Хайфе.

Три якорька – воспоминания о детстве и стране, которой давно нет. О родительском доме и тепле. О подвигах  покорителей космоса и славе героев.

О нас самих, в конце концов. Ведь по сути, космонавты – это мы. Только кто-то всю жизнь «лежит в чемодане»,  раз в год его садят  на  ветку и он  светит отраженным светом. Другой за полтора часа облетит вокруг Земли. Кто-то сможет преодолеть земное притяжение и за трое суток  долететь до Луны. А иному по силам долететь до Марса – при максимальном сближении орбит наших планет это 55 миллионов километров  и семь месяцев полета!  А кто-то полетит к Солнцу и сгорит.

Самое страшное, когда ракета взрывается на старте.

Фоторепортаж
Блоги