Юность супергероя

КАРПОВА Любовь

Юность супергероя

696

10:48, 12 апреля 2019г

Не успел завершиться кинотеатральный прокат нового супергеройского фильма «Шазам!», а в новостях уже сообщают, что киностудия объявила о продолжении. Впрочем, это как раз ожидаемо: в отраслевой прессе и среди рецензий обычных зрителей трудно найти хоть сколько-нибудь невосторженный отзыв.

При этом в отличие от массы предыдущих фильмов по комиксам DC «Шазам!», очевидно, рассчитан не столько на взрослого зрителя, сколько на подростков. Так что нет тут поднадоевшего мрачного реализма и моральной неоднозначности условно-положительных персонажей. Ну а великовозрастным зрителям вместо этого всего достаются ностальгический флер и отсылки к американской киноклассике для детей.

14-летний сирота Билли Бэтсон (актер Эшер Энджел) – непростой парень, 20 раз сбегавший из приемных семей. Но по случайности именно на него падает выбор некоего древнего мага (Джимон Хонсу), теряющего силу и срочно ищущего себе преемника, чистого сердцем. Словом, после одного странного приключения в метро Билли теперь может, просто крикнув «Шазам!», превращаться в неуязвимого двухметрового мужика в обтягивающем красном костюме со светящейся молнией на груди (комедийный актер Закари Ливай). При этом в душе он, понятное дело, остается наивным малолеткой без царя в голове, на чем и основана львиная доля несложного юмора.

Очень кстати в уютной предрождественской Филадельфии для нового супергероя нашелся подходящий антагонист – одержимый безграничной властью доктор Сивана (актер Марк Стронг в очередной раз играет мрачного мерзавца). Чинить зло в городе ему помогают семь смертных грехов. Но поскольку фильм у нас 12+, они воплощены в виде противных химер, которые не искушают людей, а попросту кусают их за голову.

Авторы знакомят нас с Билли (еще в нормальной подростковой ипостаси), когда он угоняет полицейскую машину ради доступа к картотеке, где рассчитывает найти информацию о своей настоящей маме. Его блокнот исписан адресами женщин по имени Рэйчел Бэтсон. Но ту нервную блондинку, которая десять лет назад при весьма странных обстоятельствах потеряла его на ярмарке, он так пока и не разыскал.

Зато после этой выходки он попадает в очередную приемную семью Виктора и Розы Васкес, немного раздражающую своей идеальностью, в которой уже есть куча приемных детей всех возрастов и рас, а соцработник убедительно просит «дать им шанс». В этом простецком доме воспитываются молчаливый здоровяк, старшеклассница-отличница, маленькая болтушка и ровесник главного героя Фредди (Джек Дилан Грейзер), который ходит с костылем, бурно фанатеет от комиксов и ну очень нуждается в друге.

Так что когда Билли превращается в мускулистого супергероя, именно восторженный Фредди безоговорочно верит ему и помогает довольно рискованными способами определить, какие теперь у него есть суперспособности. Кстати, самая практичная поначалу – умение заряжать телефоны молниями из пальцев. Вскоре Билли уже останавливает грабителей в ночном супермаркете, куда приходит во взрослом облике, чтобы купить пива (но, попробовав его, с возмущением возвращается к газировке и чипсам).

Чем «Шазам!» симпатичен, так это отсутствием пафоса и глобальных разрушений. То есть кое-что в результате битвы добра со злом, конечно, разгромлено, но совершенно не в тех масштабах, в каких это сейчас принято в кино. Просто истинная и не особенно даже замаскированная тема этого фильма – ценность дружбы и семьи, которая вовсе не обязательно должна быть кровной, а также отвага и готовность вступиться за близких. При этом никаких вам высокопарных разговоров о большой силе, с которой приходит большая ответственность (хотя и эту концепцию, разумеется, доведут до юных зрителей, просто не так в лоб).

На ту же идею работает и история злодея Сиваны, о мрачном детстве которого мы узнаем из флешбэка, – его считали слабаком и не очень-то баловали суровый отец и старший брат. Так что, заручившись помощью монструозных семи грехов, взрослый Сивана первым делом идет разбираться с богатой и влиятельной родней.

Режиссер Дэвид Ф. Сандберг, до того успешно снимавший ужастики, в новом для себя жанре не стесняется подробно разжевывать мотивации персонажей и давать предыстории, рассказывая свою историю неспешно, отвлекаясь на флешбэки и уделяя внимание школьным злоключениям типичных аутсайдеров Билли и Фредди. Но к финалу – надо признать, неожиданному для тех, кто с оригинальными комиксами совершенно незнаком, – 
эта тактика окажется абсолютно оправданной.

Фоторепортаж