1920-й: «Жизнь захлёстывает»

15:15, 15 января 2018г, Хроники «АП» 2017


1
1

Какой была наша газета в начале своего пути? Об этом – из первых уст…

В 1920 году в редакции будущей «Алтайской правды» было всего-то… шесть работников: два сотрудника, два хроникера, секретарь и редактор.

Стоит отметить, что в двадцатые годы прошлого века редакторы в издании менялись часто. Бывало, что за три месяца – трижды. Нередко номера по нескольку дней выходили за подписью «Редколлегия». Одним из первых редактировал газету Иван Зобачев: несколько номеров в марте 1922-го, потом в январе 1923-го. 
О том, что из себя представляла редакция газеты в 1920 году, рассказал он в заметке, опубликованной еще в «Красном Алтае».

Итак, одним из шести сотрудников тогда был редактор – на тот момент Александр Шемелев. О человеке, причастном к становлению газеты, «АП» рассказывала в большом очерке пару лет назад. Напомним, он был сыном учительницы Раисы Шемелевой и племянником учредительницы женской гимназии Марии Будкевич, пламенным революционером-большевиком (в отличие от брата-меньшевика Владимира). Александра и его жену репрессировали перед войной. Обоим – ВМН…

Но вернемся к истокам. Каким же запомнил Зобачев своего коллегу? Вот вам живая картинка редакционной жизни: «Саша Шемелев пытается спастись где-нибудь в тихом углу от разных посетителей, но его и там находят. Он человек деликатный, ему не хочется разъяснять в двух словах, а потом показать на дверь. Он очень пространно указывает недочеты той или другой рукописи. Пока не затрещит телефон из типографии и секретарь не потянет его в буквальном смысле за фалду пиджака».

Отчего же приходилось первому лицу редакции искать тихий уголок? Попробуйте представить, какое было время: советская власть только вставала на ноги, строился ее аппарат, рабочие организации. Митинговали порой до рассвета. А в редакцию поступали тысячи резолюций из разных мест – со съездов-конференций-собраний. Мало того, еще и ходоки шли: красноармейцы, рабочие, крестьяне, бывшие партизаны несли свои стихи и заметки.

Сотрудников редакции агитотдел засыпал повестками: их обязывали являться на те самые съезды-собрания в качестве докладчиков или организаторов. Редактор грозился «пойти и заявить», чтобы сотрудников оставили в покое. Он даже пытался, как вспоминал Зобачев, создать в газете систему – правильно распределить обязанности, заполнить все отделы, периодически проводить заседания. Но…

«Из этого ничего не выходит, – писал Зобачев. – Жизнь захлестывает. Не успеваешь воспринимать всех впечатлений… Приходилось утешаться мыслью, что придет время, схлынет сверхсрочная и чрезвычайная работа и можно приняться за упорядочение газеты».

Фоторепортаж
Блоги