2% учителей прошли переподготовку по дефектологии

16:30, 01 декабря 2014г, Образование 1516


2% учителей прошли переподготовку по дефектологии Фото №1

На неделе состоялось заседание совета администрации края под председательством губернатора Александра Карлина, которое было посвящено подготовке педагогических кадров для системы образования. Вопрос впервые вынесен на рассмотрение в таком формате, но о его важности свидетельствовали доклады представителей власти и педагогического сообщества края.

Система общеобразовательных учреждений края является одной из самых сложных и разветвленных в Российской Федерации, напомнил в начале заседания губернатор, она насчитывает 1150 школ, 80 процентов из которых – сельские, значительная часть – малокомплектные. Среди положительных изменений, достигнутых в процессе модернизации образования, губернатор отметил рост заработной платы, увеличение числа молодых педагогов, создание персонифицированной модели повышения квалификации и многое другое. Однако все эти усилия дадут результат, только если им будет соответствовать кадровый состав педагогов, уверен глава региона. Он призвал участников заседания к конструктивному и конкретному обмену мнениями, результаты которого должны быть положены в основу программы власти и профессионального сообщества, рассчитанной на перспективу.

– В последние годы принят ряд государственных решений, которые кардинально меняют отечественное образование, и прежде всего общее, – сказал вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики края Юрий Денисов. – Среди них – новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), новый закон «Об образовании», профессиональный стандарт педагога, новая система оплаты труда.

Основное содержание модернизации системы общего образования – внедрение новых ФГОС, а главные направления – создание современных условий в школах, подготовка учителя, внедрение новых педагогических технологий. При этом особые требования предъявляются как к работе с одаренными детьми, так и к помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ и социализации в целом. С точки зрения эффективности модернизационных процессов в образовании наш край, по словам Юрия Денисова, находится в лидирующей группе российских регионов (об этом говорят и оценка Минобрнауки, и результаты учащихся).

Однако существуют проблемы: увеличивается число вакансий, что указывает на недостаточный приток в школу молодых специалистов (наиболее востребованы учителя иностранного языка, русского языка и литературы, математики, физики и начальных классов). Процент педагогов с высшим образованием по-прежнему ниже среднероссийского, а в 2014 году увеличилась доля учителей пенсионного возраста. Существенной проблемой остаются недостаточное внедрение современных педагогических технологий и неэффективное использование учебного оборудования. Кроме того, всего 2% учителей прошли переподготовку по направлению «Дефектология», при этом число учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах увеличилось на 17 процентов.

«Выпускники педагогических вузов не вполне подготовлены к работе в новых экономических условиях, в современной школе, – подчеркнул Юрий Денисов. – Отмечаем низкую мотивацию выпускников к педагогической деятельности, низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педвузов. Проблемой является и то, что в вузах края не ведется подготовка учителей-дефектологов по ряду направлений».

По признанию директора новоалтайского лицея № 8 Натальи Ерохиной, кадровая политика для нее – самое актуальное и сложное направление работы. «Какой учитель нужен сегодняшней школе? Можно перечислить множество профессиональных и личностных качеств, но я уверена, что они не будут сильно отличаться от требований к предыдущим поколениям учителей. Как руководитель я хотела бы видеть неравнодушных, харизматичных, мобильных профессионалов», – говорит Наталья Геннадьевна.

У директора есть перспективный план, отражающий, какой специалист будет нужен лицею в ближайшие пять лет.

– Например, нам понадобятся учителя химии, физической культуры, технологии. Я использую различные подходы: профориентационную работу со старшеклассниками, выпускниками, студентами, представителями педагогических династий. После проведения дня самоуправления, когда ребята в лицее пробуют себя в роли учителей, два-три выпускника обязательно принимают решение поступать в педагогический вуз. Уже сейчас мы ведем переговоры со своими выпускниками – студентами факультета физической культуры и химического факультета АлтГУ. Хорошим подспорьем является переподготовка уже имеющихся учителей на смежную специальность: три учителя у нас окончили магистратуру по смежным специальностям и лицей получил в их лице учителей биологии, математики и информатики.

По словам Натальи Ерохиной, обращаясь в отделы по трудоустройству педагогических вузов края, она замечает, что их выпускники не мотивированы на работу в школах. Так, в процессе поисков учителя английского языка выяснилось, что большинство выпускников Лингвистического института АлтГПА не планируют работать в школе. Выход – связать теоретическую подготовку в вузе с практикой в инновационных школах края с первого курса обучения.

С этим согласна Татьяна Янкина, учитель истории барнаульской школы № 97, председатель Ассоциации молодых педагогов края. По ее словам, выпускники педагогических вузов, пришедшие в школу, чувствуют противоречия между их профессиональной подготовкой и современными требованиями к школьному учителю.

– На встречах членов нашей ассоциации со студентами педвузов мы часто слышим от них, что им хотелось бы больше заниматься практической деятельностью, чтобы еще во время учебы приобрести опыт преподавания.

Новости партнеров
Фоторепортаж