Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем

16:19, 30 января 2022г, Общество 2405


Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Фото №1
Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Фото №2
Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Фото №3
Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Миниатюра №4
Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Миниатюра №4
Как педагог из Поспелихи стала предпринимателем Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

«Стандарт, масс-маркет глушит в человеке индивидуальность. Моя задача – научить своих воспитанниц любую вещь превращать в авторскую, любое пространство делать немного волшебным», – говорит женщина, которая после четверти века преподавания в центре детского творчества Поспелихи не побоялась уйти в свободное плавание, стать предпринимательницей.

Свой путь

Это решение Ирины Бодрызловой для многих было и непонятным, и неожиданным. Ведь уходила-то она едва ли не в самую непредсказуемую и непознанную область бизнеса – хендмейд во всех его ипостасях – от материалов до авторских курсов, по которым пользователи сами начинают создавать модели одежды, украшения, детали интерьера. Для самой же мастерицы такой вираж спонтанным не был. Ведь она давно чувствовала, как тесно идеям и творческим замыслам в рамках образовательных программ.

К слову, тематические коллекции костюмов, которые Ирина Геннадьевна создавала вместе с воспитанницами ЦДТ, не раз демонстрировались в программе национального конкурса детских театров моды и студий костюма «Золотая игла», не обделена была девичья команда из Поспелихи лаврами призеров и победителей. Насколько это весомые победы, судите сами. «Золотую иглу» патронирует член-корреспондент Академии художеств, профессор, почетный президент Ассоциации детских творческих объединений российский кутюрье Вячеслав Зайцев. 2020-й стал для девчонок неудачным. Уже были куплены билеты в Москву, но вмешался коронавирус. Традиция показов на главном подиуме России для поспелихинских юных мастериц прервалась, они надеются, что на время. Просто не получится долго предаваться грусти-тоске рядом с таким преподавателем. Ирина – человек радости. Точно зная, что сотворить ее можно своими руками из любого подручного материала, она во всем находит повод быть счастливой:

– Выиграли мы конкурс – замечательно, это значит, что не зря старались, раз обошли многих конкурентов. Не выиграли – что ж, обидно, конечно, и девчонки мои рыдают, но тогда я прошу их подумать вот о чем: неудачи воспитывают, закаляют, учат держать удар, мотивируют. В жизни пригодится любой опыт. Мне кажется, важен не сам итог, а тот путь, который ребенок проделал, какой опыт он приобрел, сколько умений и навыков получил.

Поди отыщи

К слову, всем, что знает и умеет, Ирина обязана маме:

– Мамочка моя, Екатерина Александровна, – знатная рукодельница. Сколько ее помню, она всю жизнь вяжет. Я же в 80–90-е годы росла, когда невозможно было ничего купить в магазинах. А всегда с иголочки одевалась – мамины руки и ее вязальная машина выручали. Помню, в восьмой класс 1 сентября пришла в трикотажном школьном форменном платье – девчонки ахнули, ни у кого такого не было – с плиссированной юбкой, рукавом-фонариком, а манжеты и воротнички я запросто сама уже крючком вязала. Прошло время, забылось слово «дефицит», но наша родня и сейчас с удовольствием носит мамины авторские вещи – кофточки и свитерки, костюмы и колготки.

Собеседница рассказывает – и волна воспоминаний уносит в то непростое время, когда за спицы и крючки, швейные и вязальные машины сели многие женщины, ведь надо было как-то одевать домочадцев. Спасительный «самострок» и «самовяз» словно отменял бедность – появлялась красота. Именно тогда, в 90-е, пришло понимание, что собственный неповторимый стиль – это роскошь, доступная немногим. Он не ржавеет от времени и не подведет человека в изменившейся кардинально, до наоборот, жизни. Жизни с набитыми всякой всячиной прилавками, среди которых еще поди отыщи свое-то.

Данность эта лишена для Ирины каких-либо оценочных оттенков:

– Испортила ли женщин доступность масс-маркета? Разленила ли их? Нет, конечно. Возможность выбора чем тебе заняться, во что одеваться – это всегда хорошо. Многие давно уже покупают готовое, потому что это проще и выгоднее с учетом стоимости материалов и затрат времени. Но где и за какие деньги купить вот эту радость, когда из ниточки, из малого лоскутка рождаются целые миры! Я ведь долго думала, прежде чем открыть собственное предприятие, мастерскую «Агафья Лукьяновна», или «Мастерскую Агаши», как называют его в Поспелихе. Не представляла, как расстанусь с любимыми ребятишками. Но не пришлось расставаться – все мои воспитанницы как занимались со мной, так и продолжают заниматься.

От себя добавим: только, пожалуй, возрастные рамки фанаток авторских курсов Бодрызловой раздвинулись. Самая младшая еще в детский сад ходит, старшие – пенсионерки, сестры-близняшки, две Евгеньевны, Нонна Смелова и Елена Пузанова. Но основной костяк – это, конечно, подростки. Считается, что к старшим классам интерес к декоративному творчеству у них затухает, но старшеклассницы не бросают «Агашу», выкраивая на нее время между подготовкой к ГИА и ЕГЭ, репетиторами, секциями. Родители тоже довольны: ребенок полезным делом занят. 

Разницы в возрасте дамы юные и зрелые не чувствуют, когда постигают технологии, основы цвето- и материаловедения, набивают руку, нарабатывают мастерство. Вопрос, почему нет в группах ни мальчиков, ни юношей, отпал сам собой. Так от природы сильный пол устроен, что не может долго концентрировать внимание на стежке, петельке или капельке эпоксидки, шлифовать их до совершенства. У него другая миссия – добытчика,  семейного стратега.

И немного колдовства

«Это моя прелесть, за иную ленточку душу могу продать», – смеется Ирина, переходя от экспоната к экспонату. Мастерская – несколько помещений, ее Ирина оформила в ипотеку. Пространство небольшое, но за счет грамотного разделения уместились здесь и выставочный зал,  и мини-магазин, и фотозона, и рабочие помещения, в которых одно так легко превращается в другое. Микроволновка здесь не для разогрева пиццы, а чтобы мыло варить. И большой стол на кухне не для трапезы. За ним девчачий клуб собирается, чтобы слушать педагога, смотреть, как он работает, пробовать самим.

Заметив мой интерес к бабочке на блузке, Ирина хитро улыбается: «Нравится?» Конечно, ну сразу же видно: вещица эксклюзивная.

– Как бы не так! – уже не таясь, смеется собеседница. – Я ведь сапожник без сапог. Могу купить в магазине самое простое платье или кофточку, те, на которые другая женщина и внимания не обратит. Главное начинается потом, когда украсишь вещь вышивкой, брошью, декоративным цветком, – и она преображается, и ты сама уже по-иному выглядишь.

– Колдуете понемножку… А девчонки как воспринимают ваше ремесло? Они обычно критичны в оценке своей внешности, переживают, каждая мечтает быть самой-самой. В ваших авторских курсах заложено мастерство перевоплощения? Как с помощью шляпок, бижу, аксессуаров создавать новые образы?

– Конечно, мы обо всем на занятиях с девочками говорим. Они мне свои секретики доверяют, я им – свои. Но если осваиваем технику, требующую особого усердия и старания, все, как правило, молчат. Сейчас так много новых материалов, ингредиентов. Мне, например, нравится работать с полимерной запекаемой глиной, изолоном или мыло варить. Так вот, мое дело – удивить воспитанниц. А дальше они уже сами будут искать свои пути развития. 

Колесо времени, сделав 30-летний оборот, вновь подняло на пик моды авторское творчество, дорогое с любой точки зрения. Одна спросит, сколько это стоит, а другая сразу прикинет, как много труда, души и фантазии в него вложено. Идей в запасе у Ирины – не счесть. Иногда они во сне ей являются, и тогда главное – не заспать, быстренько проснуться, зарисовать все, записать.

Вынужденное по соображениям эпидемиологии дистанцирование их реализации не помеха. Под вдохновение, когда есть желание и время, открывают последовательницы Бодрызловой ее видеоуроки в WhatsApp. Если «Агаша» что-то задумала, сделает обязательно. Сошьет одежду, украсит жилье и сотворит то, что вы потом будете долго разглядывать и голову ломать – как же такое возможно…

Фоторепортаж