Альтернативная история: сериал «Оптимисты»

16:26, 28 апреля 2017г, Культура 2651


1
1

На канале «Россия 1» на этой неделе показывают «Оптимистов» – новый сериал про советские 60-е годы и прогрессивных молодых сотрудников МИДа. В ролях – не только звезды, но и новые незатертые лица, а в кадре – советский винтаж и стильные интерьеры эпохи, которая нравится решительно всем.

Новинку, как и любую другую многосерийную драму об этом периоде, почему-то неизбежно сравнивают с американскими «Безумцами» – и, как всегда, напрасно (скажем, курят тут точно меньше). В конце концов, у нас теперь есть свой золотой стандарт сериалов о 60-х – замечательная «Оттепель» Валерия Тодоровского, который, кстати, выступил и продюсером «Оптимистов».

Сценарий писала большая команда под руководством бывшего американского журналиста и российского редактора Михаила Идова (на его счету, в частности, успешный первый сезон «Лондонграда» на СТС), а снял сериал Алексей Попогребский (режиссер фильмов «Коктебель» и «Как я провел этим летом»).

В центре сюжета – информационно-аналитическая группа, вымышленный отдел Министерства иностранных дел СССР, которые занимаются, по сути, пиаром. В ИАГ собраны молодые дипломаты, светлые умы, знакомые не только с иностранными языками, но и с жизнью за «железным занавесом» – как, например, золотой мальчик Муратов, родившийся во Франции, или инициатор создания ИАГ Рута Карловна Блаумане (актриса Северия Янушаускайте). Эта холодная прибалтийская красотка, американка латышского происхождения, вышла замуж за советского летчика-героя и разделяет коммунистические идеалы, но понимает, что настало время нового мышления и новой дипломатии.

И в этот оазис, в котором свободно читают запрещенную иностранную прессу, слушают модную западную музыку и учатся играть в гольф, чтобы быть на одной волне с американскими коллегами, приходит суровый человек из ЦК с говорящей фамилией Бирюков (Владимир Вдовиченков). Для него это ссылка за серьезный проступок и возможность реабилитации и нового карьерного витка. Разумеется, старожилы группы принимают его в штыки, но ради общего блага им придется сотрудничать.

А жизнь подбрасывает поводы поволноваться: то над Свердловской областью собьют и захватят в плен летчика Пауэрса, и чтобы выставить советское руководство в хорошем свете, приходится задействовать личное знакомство с сыном Хрущева. То нужно переманить на свою сторону колеблющуюся Кубу. В каждой серии – новое дело, после которого мы начинаем чуть лучше понимать взгляды, характеры и личные взаимоотношения главных героев.

Второй канал, увы, нечасто балует своих зрителей продукцией такого качества. Да, самые первые сцены, снятые в павильоне, еще имели привкус экономии и картонности (мы попадаем в 1959 год на выставку лучших достижений американской промышленности в Москве). Но едва нам коротко представили главных героев, возникают титры – и такого на нашем телевидении, кажется, еще не делали. Больше всего они напоминают начальные титры британского шпионского «Ночного администратора», в которых атрибуты роскоши эффектно трансформировались в смертоносное оружие.

В титрах «Оптимистов» трансформации немного другие, но исполнены тоже красиво и нарочито «игрушечно»: из стаканчика с заточенными карандашами взмывает ракета, по ленте с шифровкой как по горному серпантину едут автомобильчики, а роскошная настольная лампа превращается в ядерный гриб, страшно отблескивающий над зеленым сукном стола. В обманчивой тиши этих кабинетов в буквальном смысле решаются судьбы всего мира, намекают нам авторы. Правда, как именно это происходит, мы поначалу почти не видим: мидовское руководство относится к ИАГ скептически и до серьезных дел амбициозную группу старается не допускать.

В первых сериях, которые удалось посмотреть на момент сдачи номера в печать, никому из главных героев не пришло в голову осуждать существующий строй, хотя над его суконными порядками они мягко иронизируют и кое-что пытаются изменить. Это понятно: герои – дипломаты, и как бы они ни любили западный образ жизни, все же стоят на страже государственных интересов.

Но не меньшую интригу здесь составляет личное измерение их жизни, и это как раз роднит «Оптимистов» с «Оттепелью». У советских 60-х авторы вновь позаимствовали не только стильный антураж. Похоже, для нашего телевидения этот исторический период опять стал поводом поговорить на актуальные темы свободы, долга и морального компромисса.

Фото с сайта kino-teatr.ru

Фоторепортаж