Алмазная легенда Барнаула

10:00, 27 августа 2017г, Общество 2590


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Возможно, для актеров барнаульской детской киностудии Admire kids cinema путь на большой экран начнется с фильма «Алмаз», который сейчас активно набирает количество просмотров на видеохостинге YouTube. Для многих пользователей это кино стало знакомством с богатейшей историей Барнаула.

Не знамениты, но известны

В ШКИТ, школе кино и театра, занимаются в разных возрастных группах сто школьников краевой столицы. Вместе с педагогами-наставниками они снимают ролики, короткометражки и полный метр, учатся брать интервью и делать репортажи. Как и студенты театральных вузов, изучают актерское мастерство. Съемочная площадка, даже детская, халтуры не терпит.

О предстоящих съемках педагоги ШКИТ рассказывали в школах Барнаула, размещали информацию в соцсетях. В итоге состоялись открытый кастинг и довольно жесткий отбор, один из пяти ребятишек. В проект вошли семеро подростков, которые прежде даже не были знакомы. Позади актерские тренинги, работа над сценарием, и вот он, первый день на съемочной площадке, и слова оператора Максима Поветьева, от которых замирает душа артиста: «Камера, мотор…»

Актеров Милославу Кулеш,  Юлию Харитонову и Евгения Евсюкова, уже знакомых «АП» по «Алмазу», мы застали за читкой сценария нового ролика. Из взрослых узнали педагога студии Олесю Коневу, сыгравшую в фильме экскурсовода. После летней премьеры юные актеры проснулись если и не знаменитыми, то узнаваемыми точно.

У Юлии Харитоновой из 127-й школы есть опыт занятий в театральной студии «ТИМ». Родителей она уговорила отпустить ее на кастинг, убедив их в том, что кино не детская блажь, а высокая мечта. Милослава Кулеш из школы № 132 – воспитанница театральной студии при АГИИК. На кастинг ее привела бабушка Вера, а мама с папой были в группе поддержки. Евгений Евсюков из 79-й гимназии занимается музыкой. Про ШКИТ ему рассказала двоюродная сестра Аня Попова, снявшаяся ранее в фильме «Ключ». Так парень, которого, как оказалось впоследствии, «любит камера», попал в репетиционный зал студии на улице Шумакова.

Факты и вымысел

Чтобы в кадре раскрылись в полной мере ребячьи таланты, режиссер Александр Агалаков придумал нехитрый ход. Каждый из них играл, по сути, себя с поправкой на погружение в тему, уточнение и укрупнение деталей.

Сюжет фильма подсказала история Барнаула. Для самого Агалакова она началась еще в бытность его студентом АГИИК, института культуры. Время от времени будущие театралы устраивали постановки в фактурном и киногеничном Белом зале ГМИЛИКА. Воспоминания эти не давали покоя режиссеру, пока не воплотились в конкретную идею. Образ хозяина усадьбы XIX века Епиктета Оларовского, золотопромышленника, собирателя художественных ценностей и драгоценных камней, зацепил режиссера:

– Материала сохранилось не много, но мы знаем, что это был авантюрист, яркий, экстремальный человек. Меня потрясла история, описанная в «Записках городского головы» писателем Александром Черкасовым, про то, как Оларовский на конной повозке перебрался по льдине на другой берег Иртыша, когда река уже вскрылась. Вторая сюжетная линия фильма связана с редким дрезденским зеленым алмазом. В нашем фильме Оларовский стал по созвучию Орловым, владельцем редкого камня. Сюжет вымышленный, но основанный на реальных фактах. После таких историй понимаешь, почему Барнаул называли Сибирскими Афинами. Смотришь на свой город уже совсем другими глазами. Думаешь, каким он стал бы, если бы не прекратилась выплавка золота и серебра, а первый университет открыли бы у нас, а не в Томске.

Овеяны тайной пути Оларовского – Орлова и знаменитого дрезденского зеленого бриллианта. В XVIII веке курфюрст Саксонии Август Сильный купил его у голландского мастера за баснословные 400 тысяч талеров. Для сравнения: в такую же сумму обошлось строительство Дрезденского собора. Алмаз украшал аграф августейшей шляпы, а после смерти Августа хранился в сокровищнице «Зелёные своды». Прежде чем окончательно вернуться в 1958 году в дрезденскую галерею, бриллиант «наследил» в России, побывав в частных коллекциях русских богатеев. Почему бы не предположить, что среди владельцев был и Епиктет Оларовский, прототип сошедшего с ума – из-за камня! – графа Орлова? В этой точке режиссер очень изящно переводит правду в вымысел. У кинематографиста есть такое право – документальный факт превращать в художественный.

Спецэффекты

Меж тем юные артисты торопятся рассказать, как выстраивали сцену за сценой: «Чтобы сыграть эпизод нашего падения в подвал, снятый в туристическом центре «Горная аптека», мы заранее раскапывали яму, но на территории ГМИЛИКА…» Взрослые смеются: «Копали, только не вы, а мы…»

Конечно, никто не рисковал здоровьем детей. Чтобы имитировать полет падения или светящееся зеленым в глазах Милы отражение алмаза, использовали спецэффекты. Самого камня в кадре тоже нет, но открывается шкатулка, и его сияние заливает пространство танцевальной залы…

История не столько мистическая, сколько нравственная. Обычная экскурсия по музейным залам и рассказ экскурсовода Олеси о спрятанном в тайнике камне разделяют детей на две группы. Одна, в которой явно лидерствует прагматик Никита, мечтает найти и перепродать «зеленый дрезденский», потому что стоит он «единица и вот столько нулей». Во второй – Мила и компания, они ищут алмаз, потому что им интересна судьба графа Орлова и людей его окружения, завсегдатаев танцевальных ассамблей Барнаула.

Главное, что понимают в конце поисков дети: нормально, когда человек владеет богатством, плохо – когда наоборот.

Возможно, с «Алмаза» в крае начнется новое движение с условным названием «Дети и история города», благо немало накоплено в музеях и библиотеках разрозненных легенд и иного материала, достойного сценарных воплощений.

Сотрудники ГМИЛИКА, на территории которого шли съемки основных эпизодов, приветствуют такой интерес ребят к Барнаулу. Это пока первый опыт необычного сотрудничества, но заместитель директора по научной работе музея Елена Огнева уверена, что дорогу осилит идущий:

– Проект, основанный на исторических произведениях детских алтайских авторов, может оказаться весьма перспективным в плане просветительской деятельности. Литературы у нас достаточно. Из авторов – Виктор Сидоров, Владимир Свинцов, современные молодые писатели. Из сюжетов – «Легенда о Ползунове», «Сказ о беглеце Сороке», да та же «Голубая дама», во «взрослом» варианте она есть у Марка Юдалевича, в «детском» – у писателя-натуралиста Максима Зверева, словно специально для сценария детского кино выписанная. Если бы меня спросили, я бы не просто советовала – подчеркнула бы тремя чертами. Экранизация таких произведений требует финансовых вливаний и костюмов эпохи, но «Голубая дама» может стать малобюджетным проектом, реалистичной историей двух городских мальчишек. Я всей душой поддерживаю такие начинания. Объединиться вокруг идеи реально, было бы желание. Коллективу киностудии – добрых пожеланий, вдохновения и творческого развития.

Фоторепортаж