«Алтай» станцевал Шукшина

11:00, 22 июля 2016г, Культура 4301


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

20 июля в рамках Шукшинского фестиваля в краевой столице зрителям показали балет по мотивам произведений Василия Макаровича Шукшина. Перед зрителями выступили артисты Государственного молодежного ансамбля песни и танца Алтая.
 

о предположить, что на Алтай приедет знаменитый балетмейстер и танцор Владимир Васильев и поставит балет по Шукшину. В то время даже драматических спектаклей по произведениям известного писателя и режиссера было раз-два и обчелся. А сейчас – балет! И никто не удивляется. Некоторые театралы даже уверены, что участие в Шукшинском фестивале прославленного балетмейстера после поставленного им «Дома у дороги» и недавней премьеры станет традиционным.

Любителям балета было любопытно, как автор интерпретирует материал, поверит ли ему алтайский зритель? Одно дело – «Щелкунчика» смотреть или «Спящую красавицу», в нюансах которых разобраться можно только с помощью программки, а другое – шукшинские киноповести и рассказы, что у всех на слуху. Сразу начнут сравнивать персонажей балета с киношными, книжными и, наконец, своими стереотипами, которые складывались годами.

Чувствуется, что мэтр и сам переживал, много читал, ездил на малую родину Шукшина, в общем, погружался в материал.

Именно с горы Пикет Васильев произносит первые слова спектакля – сокровенные строки писателя о жизни, о любви, о чудиках. Появление Васильева в кадре кажется несколько искусственным, но потом привыкаешь, становится любопытно, как кусок документального фильма сцеплен с балетом.

В спектакле пять частей, каждая из которых создавалась разными режиссерами – молодыми балетмейстерами, успевшими о себе заявить в разных театрах России. Юлия Бачева и Константин Кейхель из Санкт-Петербурга, Дмитрий Антипов из Красноярска, Дмитрий Залесский из Минска. Васильев позволил им импровизировать, дав общую установку – работы должны быть искренними. И это, судя по рукоплесканиям зала и отзывам зрителей, удалось. Молодежь смогла достучаться до сердец почитателей таланта писателя.

– Всё по Шукшину показали, настоящую деревенскую жизнь, – считает Галина Чернова, фанатка ансамбля «Алтай».

– Всё по Шукшину показали, настоящую деревенскую жизнь, – считает Галина Чернова, фанатка ансамбля «Алтай».

– Я отчетливо увидела параллели, проведенные с «Калиной красной», – говорит Дарья Касяева, студентка медицинского вуза.

Любимый народом герой Егор Прокудин и впрямь несколько раз появлялся в спектакле. Об этом напомнили и красная рубаха героя, и характерная мелодия из фильма «Калина красная» композитора Павла Чекалова, автора симфонической поэмы, одноименной с фильмом. А в финале спектакля прозвучала песня, в которой лейтмотивом проходит: «Калина красная грустит о Шукшине». Элементы повседневного крестьянского быта – покос, банька, корова, все это замыкается в единый мудрый круг деревенской жизни будней и праздников, радостей и огорчений, близкий с детства любому жителю русской глубинки.

Одна из частей – по рассказу «Охота жить». Балетмейстеру Константину Кейхелю удалось передать щемящее чувство опасности, сквозящее в сцене встречи главных героев, которых сыграли Егор Березиков и Антон Капилевич. Дополнила атмосферу нарастающей тревоги картина, появившаяся в этот момент на экране: хмурое утро, снег, примятый двумя парами лыж, а вдалеке мерцают огни охотничьей избушки. Кстати, автор полотен, присутствующих в спектакле, все тот же Владимир Васильев. Рисовать – его хобби. Как увидел пейзажи Сросток, так и влюбился в них.

В новелле «Поле, чудик, самолет» роль деревенского дурачка трогательно сыграл Станислав Владимиров. Он получился многогранным – и ребенок, и юродивый, и философ в одном лице. У одного барнаульского поэта точно подмечено о дожде: «Небо посылает телеграммы». Так вот в одной из сцен новеллы начинается дождь, все прячутся, а дурачок простирает руки к небу и умиротворенно улыбается, как будто эту телеграмму прочел.

Заключительная часть «Праздники детства» – о первой любви и деревенских вечерках. В ней-то артисты ансамбля, оказавшись в привычной стихии, задали такого дробака! Поставила новеллу наша землячка балетмейстер вокально-хореографического ансамбля «Лореляй» Елена Березикова. Конечно, ей аплодировали с особым жаром, это ведь не первая ее хореографическая работа, понравившаяся зрителям.

В ложе для гостей были губернатор края Александр Карлин и московские гости. Известный российский артист Валерий Баринов отметил в интервью перед спектаклем:

– Мне нравится Шукшин, нравятся работы Васильева, поэтому я рад предоставившейся возможности посмотреть, что получится из смешения двух стихий – литературы и танца. Я впервые на Шукшинском фестивале и из-за плотного графика встреч еще не успел ощутить в полной мере красоту природы Алтая, надеюсь, что у меня еще будет время в Сростках, но уже успел убедиться в том, что у вас замечательные люди. Встречи с ними произвели на меня целебный эффект. Я испытал большую радость от общения.

Шукшинский фестиваль разросся до таких размеров, что мэтры кино, литературы и искусства не прочь заявить о себе на его творческих площадках. Что ими движет? Может,  вернулась мода на поиски смысла жизни в глубинке? А может быть, устали от беготни, блеска, захотелось сбежать от всего этого, почувствовать, где истоки той самой деревенской России с березками, бурливыми речками и простыми людьми, о которых так хорошо и проникновенно писал наш знаменитый соотечественник: «Русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом».

Кстати, фестиваль на этом не заканчивается, сегодня и завтра поклонники творчества Шукшина проведут по традиции в Сростках, где пройдут грандиозное мероприятие на горе Пикет, встречи с писателями и актерами, народные гулянья.

Фоторепортаж