Алтайские депутаты предложили, как привлечь педагогов на село

17:15, 21 марта 2017г, Образование 879


Алтайские депутаты предложили, как привлечь педагогов на село Фото №1

В малом зале АКЗС прошел «круглый стол», организованный комитетом АКЗС по социальной политике совместно с фракцией «Единая Россия». На встрече речь шла об обеспечении кадрами системы образования.

Совсем недавно, 6 марта, о политике в области образования уже шла речь в АКЗС. Тогда председатель комитета по социальной политике Татьяна Ильюченко и председатель комитета по правовой политике, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Осипов принимали участие в обсуждении вопросов оптимизации учреждений образования края.

В этот раз они тоже были в президиуме: в малом зале АКЗС состоялся «круглый стол», участниками которого стали депутаты Заксобрания, представители Министерства образования и науки края, муниципальных органов управления образованием, вузов, ссузов, школ.

Открыл встречу заместитель председателя АКЗС, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. Он напомнил о взаимосвязи обеспечения педагогическими кадрами с особенностью административного устройства края – ведь половина обучающихся проживает в сельской местности, существует много малокомплектных школ. Потому привлечение молодых педагогов на село – задача первоочередной важности.

Андрей Осипов отметил, что депутаты, работающие в округах, не понаслышке знают о проблемах образования, в частности, о трудностях с подготовкой новых кадров. «Для села любые кадры – это проблема, – сказал Осипов. – Но работникам здравоохранения оказывается сейчас значительная помощь, действуют программы «Земский доктор» и «Сельский фельдшер». Хотелось, чтобы серьезные меры были приняты и в области обеспечения кадрами сельских школ. Потому что если врач на селе может быть один, то педагогов в школе должно быть несколько. Хотя мы очень осторожно относимся к теме реорганизации, но понимаем, что в маленьких школах образование не всегда высокого качества, если один учитель преподает сразу несколько предметов».

Министр образования и науки края Александр Жидких констатировал: вакансии в учебных заведениях открываются преимущественно в летний период, а закрываются в начале учебного года. Основными причинами самого их появления являются уход педагогов на заслуженный отдых (29%), повторное открытие вакансий, закрытых временно совместителями (26%), декретный отпуск (12%).

– Число прибывших молодых специалистов за последние три года сохраняется на уровне 500 человек. Для обеспечения положительной динамики показателя доли учителей в возрасте до 35 лет необходим ежегодный прирост не менее 650 специалистов, – отметил министр.

Одной из главных проблем он назвал обеспечение жильем: только 30% молодых педагогов при трудоустройстве предоставляется жилье. Из оставшихся процентов большинство проживает с родителями, некоторые имеют собственное, иные снимают (с компенсацией платы). 15,8% молодых учителей проживают в арендованном за свой счет жилье.

Мерами привлечения молодежи Александр Жидких назвал также краевые подъемные при трудоустройстве выпускников в малокомплектные школы (100 и 200 тысяч рублей), материальную поддержку из муниципальных бюджетов (от 10 до 50 тысяч рублей), доплату к заработной плате от 10 до 30%, систему наставничества. Очень хорошо себя зарекомендовала длительная педагогическая практика студентов-старшекурсников: молодые не просто закрывают неожиданно освободившуюся вакансию – порой придя в школу временно, они остаются в ней надолго.

Ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Лазаренко сообщила радостную весть: с каждым годом в вузе увеличивается число обучающихся по целевому набору. Только в 2016 году целевой набор увеличился на четверть по сравнению с предыдущим годом. Но договоры, которые заключают будущие педагоги с муниципалитетами, иногда весьма и весьма отличаются. В одних районах оплачивается проезд к будущему месту жительства, существуют доплата к стипендии, подъемные, к молодежи закрепляют наставника, в других же договор подразумевает лишь само трудоустройство. Неудивительно, что не прижились на селе целевики, лишенные всяческой поддержки.

Директор Чернокурьинской средней общеобразовательной школы Мамонтовского района Валентина Фицай рассказала об опыте обеспечения кадрами малокомплектной школы. Путь в этом случае может быть таким: это и совместительство, и подача заявок на обучение конкретных специалистов в вузы и ссузы. В. Фицай также отметила актуальность обеспечения молодых специалистов жильем. Председатель комитета по образованию администрации Алейского района Галина Скопичевская рассказала, как заботятся о молодых педагогах в муниципалитете. Например, в первый год работы они получают 40-процентную прибавку к зарплате, во второй – 30-процентную, в третий – 20-процентную. Впервые поступившим на работу учителям выплачиваются подъемные – 15 тысяч рублей. Молодые специалисты обеспечиваются жильем, работает система наставничества.

Галина Валентиновна напомнила:

– Да, педагогические кадры стареют. Когда я пришла на работу в комитет семь лет назад, молодых специалистов к нам ежегодно приезжало двое-трое. Сейчас уже восемь, подвижки есть, но хотелось бы больше. Основная проблема в привлечении молодых – отсутствие жилья. Но у нас есть прекрасный пример: фермер Иван Рябцев приобрел два жилых дома в с. Урюпино, капитально их отремонтировал и предоставил молодым учителям безвозмездно. Естественно, в Урюпино молодые педагоги, окончившие педуниверситет, приехали – и остались.

Председатель комитета АКЗС по социальной политике Татьяна Ильюченко упомянула амбициозный проект: до 2025 года необходимо перевести все школы региона на работу в одну смену (ряд их уже так и работает).

– Но какими бы современными ни были наши школы, в центре образовательного процесса всегда стоит педагог. Поэтому актуальна не только качественная подготовка будущих учителей – важно поддержать их первые шаги в профессии, – сказала Ильюченко.

Участники «круглого стола» выработали рекомендации АКЗС, Министерству образования и науки края, органам местного самоуправления муниципальных образований края, ректорам вузов, директорам ссузов.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

 
Фоторепортаж