Алтайские дорожники с перевыполнением планов завершают ремонтный сезон

12:10, 10 октября 2021г, Транспорт 1129


Алтайские дорожники с перевыполнением планов завершают ремонтный сезон Фото №1
Алтайские дорожники с перевыполнением планов завершают ремонтный сезон Фото №2
Алтайские дорожники с перевыполнением планов завершают ремонтный сезон Миниатюра №3
Алтайские дорожники с перевыполнением планов завершают ремонтный сезон Миниатюра №3

Одним из последних в этом году объектов стал подъезд к мосту через Чумыш на окраине Кытманова.

Работа кипит

Участок, который ремонтируют специалисты Северо-Восточного ДСУ, является частью дороги Белоярск – Мартыново – Тогул – Залесово с выходом на Кузбасс. В этом году запланировано привести в нормативное состояние 25 км этой трассы. И задача будет выполнена, уверен начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз. Он говорит, что дорога позволяет разгрузить Чуйский тракт, но сегодня она еще не в том состоянии, чтобы массовый потребитель по ней поехал.

Работы в районе Кытманова начались в начале текущей недели и к концу ее должны завершиться, несмотря на непогоду. В этом нет сомнений. Техники в одном месте сконцентрировано много, кажется, даже чересчур. Народ трудится усиленно. Машинист 15-тонного катка Александр Шварц покинул свое рабочее место и лопатой разравнивает асфальтобетон, который ему предстоит укатывать.

«Это вы огрехи асфальтоукладчика устраняете?» – интересуется журналист.

«Он всегда так стартует, а мне нужно добиться, чтобы после прокатки стык был ровный, поэтому приходится подравнивать лопатой», – объясняет машинист катка.

Александр Шварц уже 16 лет строит дороги. Сам из Троицкого. И его коллеги собрались из разных мест: кто из Новоалтайска, кто из Целинного, кто из Ельцовки. Работают по 12 дней, потом два дня – выходной, и опять в бой. И так все теплое время года. Но и зимой скучать не дают. Машинист катка пересаживается на «Кировец» и чистит трассы в Троицком районе.

Неудовлетворительное состояние

Дорога, на которой сейчас работают специалисты Северо-Восточного ДСУ, не видела свежего асфальта лет двадцать. Да и другие трассы в районе давно капитально не ремонтировались.

В муниципальном образовании более 30 населенных пунктов, очень большая протяженность дорог. И силами местного ДРСУ удается их поддерживать в рабочем состоянии. Но, по оценке главы Кытмановского района Вячеслава Красилова, около 70% щебеночных дорог находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в ремонте.

«В этом году 8 км щебеночной трассы Кытманово – Порошино с выходом на Клюквенное привели в хорошее состояние, но эта работа требует продолжения», – считает Красилов.

В самом райцентре ремонт дорог идет за счет муниципального дорожного фонда, но он слишком скуден. Если раньше в фонде аккумулировалось около 10 млн в год, то последнее время примерно 3 млн. Эти деньги идут на очистку дорог, а на ремонт остаются копейки. Хватает, чтобы отремонтировать 200–300 метров в год. Руководитель района рассказал, как местные власти задумали асфальтировать узенькую дорогу к детскому саду и вот два года не могут завершить этот мини-проект. А в это время родители с детьми ходят по щебенке, перемешанной с грязью.

«Финансирование ремонтов дорог в Кытмановском районе необходимо увеличивать, – твердо заявил журналистам Вячеслав Красилов. – Все наши просьбы в «Алтайавтодор» и Минтранс края мы транслировали. Получили ответы, составлены планы, которые, надеюсь, будут осуществлены».

«Мы бы и рады выполнить все просьбы, так как людские и технические ресурсы у нас в достатке, но финансирование работ ограничено», – признался Василий Мотуз, добавив, что в следующем году планируется привести в порядок в Кытмановском районе километров двадцать дороги.

На особом контроле

Обычно гарантийный срок эксплуатации трассы после капитального ремонта составляет пять лет. Но если раз в четыре года проводить шероховатую поверхностную обработку, то покрытие держится 12 лет. И на 13-й нужно опять ремонтировать асфальт, но в краевом дорожном фонде, несмотря на его огромные размеры, на соблюдение такого графика средств не хватает. 

Говоря о наиболее крупных проектах этого года, начальник «Алтайавтодора» отметил работы в Камне-на-Оби и на дороге между этим городом и Павловском. Для выполнения данной задачи, которую поставил губернатор еще в прошлом году, 
у дорожников все есть: деньги, люди и материалы.

«Сейчас главное – привести в порядок опорную сеть дорог края, на которую нанизываются менее значимые маршруты. Но постепенно и до них добираемся, – обещает Василий Мотуз. – На особом контроле у нас школьные и медицинские маршруты из малых сел».

Задел

Ремонты автомобильных трасс в крае будут идти до тех пор, пока разрешает погода. В условиях постоянного роста затрат дорожникам необходимо иметь как можно больший задел на следующий год. Это позволяет экономить ресурсы и дает время для маневра.

«У некоторых подрядчиков есть переходящие на следующий год контракты. Если план этого года завершен, то можно работать дальше», – считает Василий Мотуз. По его прикидкам, в этом удастся перевыполнить задание примерно на 350 млн рублей. Обычно к концу года в федеральном, а то и краевом бюджетах остаются неосвоенные средства. Ими и можно оплатить сверхплановые объемы дорожников.

Технологии

Бюджет краевого дорожного фонда 2021 года составляет около 13 млрд рублей. Из них 85% уже освоено. Остались деньги – пойдут на содержание дорог и щебеночное покрытие, которое можно делать и зимой.

Последние годы дорожники научились работать и в мороз. А уж осенний моросящий дождь и вовсе не помеха, а иногда и помощник. Дело в том, что асфальтобетонную смесь привозят на дорогу при температуре 160 градусов, и когда дождик капает на горячий битум, то частично вспенивает его, что обеспечивает лучшее прилипание.

Асфальт должен быть мягким зимой, чтобы не трещать под колесами грузовиков, но достаточно жестким летом, чтобы не плыть. Эти противоположные свойства нужно как-то подружить в одном материале. Для этого в асфальт добавляют всевозможные присадки, а в некоторых случаях приходится нарезать температурные швы. Но самое главное – ухаживать за дорогой. Трещины появились – надо вовремя залить, и дорога будет работать 12 лет. Если, конечно, не разрушать ее большегрузами, соблюдать нагрузку на ось не более 12 тонн.

Сегодня на краевых дорогах установлено 8 автоматических весов, и их число будет расти, обещает Василий Мотуз. Нерадивые перевозчики будут получать штрафы за перегруз по 350–500 тыс. рублей, потому что хорошая дорога дорого обходится налогоплательщикам и ее надо охранять от разрушителей. 

Справка

В этом году в Алтайском крае будет отремонтировано 800 км дорог, построено 7 подъездов к сельхозпредприятиям по федеральной программе «Развитие сельских территорий».

Фото автора.

Фоторепортаж
Блоги