Алтайские педагоги рассказали, зачем нужны сказки про звезды и что такое «вау-эффект»

17:15, 19 января 2018г, Образование 3380


1
1

Зачем нужны сказки про звезды, что такое «вау-эффект» на уроке, как сделать социальную сеть учебным пособием и превратить мобильник в помощника учителя, знают алтайские педагоги. Инновационные образовательные технологии нашего региона востребованы педагогическим сообществом и высоко оценены экспертами.

Кварки и «Шкварки»

Если бы я не был безнадежным гуманитарием и учился бы не когда-то, а здесь и сейчас, да еще в барнаульском лицее «Сигма», да еще у педагога Ирины Абрамович, то стал бы не журналистом, а, пожалуй, физиком.

Но мне не повезло – нас учил пожилой педагог, который потерял интерес не только к предмету, но и к классу и даже к самому себе. Он грустно смотрел то в окно, то в класс и повторял: «Вы не школьники, вы всеобучники!» Слово было непонятным,  но мы не унывали. А другой физик отправлял двоечников к памятнику Ленину перед школой, где они должны были обойти памятник три раза и громко крикнуть: «Я дурак!»

Все это, слава богу, в далеком прошлом. А стал бы я физиком у Абрамович,  потому как ведет она уроки по физике и астрономии ярко и интересно. Ее личная страница в социальной сети «ВКонтакте» стала площадкой для популяризации новых знаний. Там есть группа «Шкварки» – она расшифровывается как «школьные кварки». Кварки – это фундаментальные частицы Стандартной модели, как сообщает «Википедия». Больше про кварки я ничего не знаю, потому что не учился у Абрамович. Эта группа – своеобразный клуб любителей физики. Там можно узнать много нового про последние научные открытия, любопытные факты о нашей Вселенной, посмотреть, как делаются занятные опыты, послушать песни и даже гимны физиков. Ну и конечно, соцсеть для педагога – рабочий инструмент. Здесь Ирина Витальевна консультирует детей по проектам и исследованиям, информирует об олимпиадах и конкурсах. В диалоге с ребятами уточняются домашние задания, решение сложных задач и др. С классом, где она классный руководитель, тоже отдельная беседа – проводятся классные часы онлайн.

«Я очень люблю школу, а когда окончила ее, пришлось остаться, чтобы не уходить», – смеется педагог. Такие знающие, увлеченные люди и делают процесс обучения интересным. На их уроки хочется ходить, а уходить – не хочется.

Дополнение знаниями

А еще на ее уроках мобильный телефон – это друг и помощник. Она не из тех, кто непременно требует телефон выключить, опасаясь, что дети будут украдкой сидеть в Интернете. Наоборот, Интернет – это источник новых знаний, а телефон еще и калькулятор, и фонарик, когда нужен тусклый свет во время опытов. А чтобы ученики не злоупотребляли, велика роль учителя, считает она, важно держать класс, увлекать ребят, а не уткнуться в тетради или уйти в лаборантскую.

Предметы лучше изучаются при помощи новых технологий на пару с гаджетом. Под контролем учителя, разумеется.

Ирина Абрамович принимала активное участие в разработке очень интересного и нужного учебного пособия по астрономии. Оно вошло в серию учебников, которые в конце прошлого года издал АКИПКРО. Фишка учебников по астрономии и ботанике – дополненная реальность. Наводишь телефон на картинку – и она оживает при помощи мобильного приложения для создания дополненной реальности. Планеты на фото в учебнике по астрономии вертятся, звезды загадочно мерцают. В учебнике ботаники растение начинает расти и зеленеть…

Новинку оценили не только алтайские педагоги, но и представители других регионов, которые приезжают к нам на учебу.

– Визуализация и новые технологии дополняют другие сильные стороны наших учебников,  – говорит начальник отдела по связям с общественностью АКИПКРО Елена Владимирова. – Это стремление соответствовать духу времени. Мой сын как-то признавался, что ему неинтересно ходить в школу. Теперь, увидев новые учебники, он так больше не говорит. Мы также делаем акцент и на медиаграмотности для ребят и педагогов, разработали специальную программу.

В основе инноваций – проект «Региональная электронная школа» краевого института повышения квалификации работников образования. Инициатором реализации проекта в регионе выступил ректор АКИПКРО Максим Костенко. Проект открыл доступ к массе региональных учебных пособий, книг и пособий в электронном виде. В партнерстве с издательством «ЛитРес» в регионе реализуется проект «ЛитРес: Школа». Дети могут получить у школьного библиотекаря пароль и на свой гаджет бесплатно закачать любые книги и учебники из списка.

Но главное в проекте – это собственные учебники и пособия. С сильным региональным компонентом, с дополненной реальностью.

«Пособие по истории очень нужное и появилось вовремя. У коллег, которые с ним познакомились, загорелись глаза», – отмечает Наталья Степанова, заместитель директора СОШ № 12 Новоалтайска.

«Авторскому коллективу нужно делать следующий шаг – разрабатывать пособие для учителя», – сказала Татьяна Калужина о пособии «Мастерская историка «Моя родина – Алтайский край».

«Пособие по астрономии очень содержательное. На обложке мы видим обращение к родителям – это привлечение семьи к учебному процессу. Хочу отметить три компонента: астрономические сказки, написанные детьми (равный равному), тема «Алтай и космос», возможность заинтересовать учащихся через использование гаджетов», – говорит Ольга Викарчук, директор СОШ № 1 Бийска, о пособии по астрономии.

«Спасибо от практика с многолетним стажем за пособие по ботанике! Хочется назвать его основным учебником. С ним «надо» при изучении ботаники превращается в «хочу». Такое пособие должно быть в каждой школе», – оценила Генриетта Татарникова, директор гимназии № 42 Барнаула.

В пособиях заметен и силен региональный компонент – в учебнике по астрономии есть рассказ о роли Алтая в освоении космоса, в учебнике ботаники – рассказ о нашей алтайской флоре, а из истории – об алтайских особенностях разных периодов отечественной истории.

«Перевёрнутая школа»

Этот метод также активно используют в АКИПКРО. Это когда не «папа у Васи силен в математике», а ученик силен в каком-то предмете и компетентно и доступно объясняет младшим товарищам или сверстникам, участвуя в написании учебных пособий или создавая объекты допреальности.

Так можно, не дай бог, дойти и до сказок. А почему бы и нет? Специалист АКИПКРО Елена Клишина (отличный журналист и детский писатель, между прочим. – О. К.) написала увлекательное детское пособие по астрономии с региональным компонентом – «Звездономика и планетология». Пока эту рукопись внимательно изучают эксперты. Ждем, когда можно будет читать ее нашим детям и внукам.

«Живые» учебники, газеты и открытки. Сочетание бумаги и новых технологий, букв и видео, звука и слова. Подносишь смартфон к фотографии своего класса – и она оживает, ребята машут руками, улыбаются, благодарят учителей и вспоминают свои школьные годы…

Елена Владимирова обобщила новый опыт своих коллег и его популяризацию. Ее авторский проект «Мобильники забрать нельзя вернуть, или Апгрейд педагога» вошел на днях в шорт-лист премии «Серебряный Лучник» – Сибирь 2017 в номинации «Корпоративные коммуникации». Публичная защита проекта пройдет 27 января в Новосибирске. Уже сейчас он в числе десяти других борется за выход в федеральный шорт-лист Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Дополнение любовью

Но «вау-эффект» проходит быстро. Когда-нибудь дополненная реальность станет обычным делом. Это к тому, что спецэффекты и технологии не заменят знаний и мастерства педагога, его таланта, любви к детям. В конце концов, великие российские и алтайские просветители жили и работали в доцифровую эпоху, но вошли в историю и остались в памяти. Потому что были талантливы, увлекали ребят и смотрели в будущее.

А пока ученик 22-й барнаульской гимназии Илья Рубцов,  вдохновившись новинкой, поздравил с золотой свадьбой в формате виртуальной открытки своих бабушку и дедушку.

«Хотел сделать для них что-то нестандартное, с любовью. Сначала записал видеопоздравление, потом на видео закрепил фотографию и добавил это в специальное приложение. Бабушка и дедушка поднесли телефон к открытке, посмотрели видео и пришли в восторг…»

Кстати, дедушку Ильи зовут Петр, а бабушку – Любовь…

Фоторепортаж