Алтайский край готов к решению задач образования, поставленных президентом

10:30, 27 марта 2018г, Образование 1481


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Как выстроить современную систему проф­ориентации, помочь детям в полной мере раскрыть свои таланты и способности? Насколько регион готов к реализации задач в сфере образования, поставленных президентом страны Владимиром Путиным перед Федеральным собранием? Эти вопросы в среду, 21 марта, обсудили на заседании Правительства Алтайского края.

В ногу со временем

Речь шла о необходимости перехода к новым, индивидуальным технологиям обучения детей и ранней профориентации. Напомним, с нового учебного года в стране стартует федеральный проект для школьников «Билет в будущее», партнерами которого станут образовательные учреждения, научные коллективы и ведущие предприятия. Уже в 2018 году на эту инициативу будет выделен 1 миллиард рублей.

По словам губернатора Александра Карлина, в Алтайском крае сегодня наблюдаются проблемы с закрепляемостью выпускников в сферах сельского хозяйства, образования и здравоохранения. Сохраняется кадровый дефицит молодых специалистов, и особенно это касается сельской местности. Между тем непрерывному образованию в регионе уделяется повышенное внимание.

Профессиональные навыки дети получают уже в школе. Сегодня 70% учащихся 1 – 7 классов занимаются по профильным программам обучения. В школах сохранены учебные бригады, где дети изучают основы сельскохозяйственных профессий и ведут научно-исследовательскую деятельность.

В последние пять лет растет и число старшеклассников, охваченных профильным обучением. Школы сотрудничают с вузами, учреждениями среднего профессионального образования, а также с предприятиями по самым разным направлениям.

– Нам необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно отвечало не только структуре экономики, но и учитывало глобальные технические перемены, которые происходят в мире и в нашей стране, – сказал губернатор. – Нужно прогнозировать кадровую потребность организаций социальной сферы, ведущих отраслей и предприятий. Именно работодатели должны определять требования к содержанию и результатам работы системы образования. Такое взаимодействие позволит укрепить кадровый потенциал нашего региона, создать надежные гарантии для трудоустройства выпускников.

По словам замминистра образования и науки Алтайского края Инессы Долженко, в настоящее время система образования региона работает без ориентации на госзаказ. Анализ показал, что наиболее востребованными у школьников остаются социально-гуманитарные и социально-экономические профили. Тогда как физико-математический, химико-биологический и информационно-технологический занимают от 8 до 12 процентов в общей структуре. А вот агротехнологический профиль, такой важный для сельскохозяйственного Алтайского края, ежегодно выбирают всего 0,2% выпускников.

– Это создает определенный дисбаланс, – говорит Инесса Долженко. – Наша основная задача сейчас – активное вовлечение ресурсов бизнеса в образовательный процесс: речь идет и о кадровых ресурсах, и о материально-технической базе. Нужно привлечь ресурсы среднего образования в общее образование. Мы намерены возродить профобучение, чтобы выпускник школы вместе с аттестатом получал еще и профессию.

Три направления

Губернатор подчеркнул, что Алтайский край готов к решению поставленных президентом задач. В регионе создали инфраструктуру для повышения интереса детей к профессиям. На базе вузов работают шесть центров молодежного инновационного творчества по различным направлениям обучения. В АлтГТУ открыт центр научно-технического творчества «Наследники Ползунова», его филиалы создадут в ближайшее время в Рубцовске и Бийске. Совместно с Алтайским оптико-лазерным центром имени Германа Титова планируют реализовать программы дополнительного образования. В «Космоквантуме» школьникам предложат принять участие в научно-исследовательских работах, направленных на адаптивную обработку изображений и космических объектов.

Александр Карлин напомнил, что в середине марта детский технопарк «Кванториум.22» переехал в новое здание. Более тысячи детей смогут обучаться по семи направлениям на самом современном оборудовании.

– Близкое соседство с нашими ведущими университетами позволит выстроить систему профориентации с использованием возможностей высшей школы, – сказал губернатор. – Для детей из сельских территорий мы предполагаем организовать в «Кванториуме.22» интернат для проживания, а также выездные мероприятия и специальные смены в лагерях отдыха.

Губернатор отметил, что современный детский технопарк должен стать одним из значимых центров профориентационной работы. Возможности, которые предоставляет эта площадка, обязаны использовать все муниципальные образования края и все учреждения профессионального образования.

Предпрофессиональная подготовка школьников будет внедряться в регионе поэтапно и завершится к 2025 году. По словам заместителя председателя правительства Надежды Капуры, главное отличие предлагаемой модели ранней профориентации школьников – ее реализация через сетевое взаимодействие, работу с вузами, предприятиями, работу в лабораториях научно-исследовательских институтов, исследовательскую и проектную деятельность.

– При этом такая система не только способствует решению проблемы недостатка специалистов технического направления, но и усиливает общее образование за счет применения новых методик и современного оборудования, – отметила Надежда Капура. – Именно с опорой на поставленные задачи и учитывая наработанные практики формирования у школьников «сельскохозяйственной грамотности» Министерством образования и науки в партнерстве с Министерством сельского хозяйства разработана модель непрерывного аграрного образования «Агроинтеграция», которая может стать основой для реализации других направлений ранней профориентации. Мы определили три ключевых направления: сельское хозяйство, медицина и образование.

Сегодня в крае 24 образовательных учреждения дают среднее профессиональное образование аграрного профиля. Ни в одном другом регионе страны такого количества лицеев и колледжей этой направленности нет. И ставится задача, чтобы они взаимодействовали с муниципалитетами по созданию агроклассов.

В муниципалитетах также созданы правоохранительные, юридические и классы другой направленности. Чтобы расширить список предлагаемых школьникам профессий, губернатор дал поручение руководителям ведомств определить, в специалистах каких областей нуждаются предприятия и учреждения края.

Фоторепортаж
Блоги