Алтайский край стал участником образовательного проекта «Шахматы в школе»

15:00, 16 декабря 2016г, Образование 2308


1
1

Всероссийский проект «Шахматы в школе» реализует Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Его цель – сделать бесплатные уроки шахматной игры частью школьной программы.

В России уже есть регионы, где шахматы стали обязательным предметом у второклас­сников. Пионером этого «шахматного эксперимента» стала Псковская область, следом подключились Забайкальский край и Самарская область. Результаты радуют многих учителей и родителей. Дети, которые играют в шахматы, лучше успевают в учебе, они более усидчивые и уравновешенные. В этом году Федерация шахмат Алтайского края тоже подала заявку, чтобы стать участником проекта, и удачно прошла конкурсный отбор. А это значит, что уроки шахматной игры появятся в программе более 100 алтайских школ в 22 районах края.

Артём Поломошнов, президент Федерации шахмат Алтайского края, рассказал нашей газете:

– Школы становятся участниками проекта по желанию, они нам присылали заявки. В рамках проекта образовательные учреждения получат бесплатно инвентарь (наборы шахмат, часы), педагоги смогут пройти обучение. Но сразу хочется отметить: шахматы в школе мы вводим не для того, чтобы растить гроссмейстеров, основная цель – повысить интеллектуально-нравственную культуру учащихся, привить детям логическое мышление, стрессоустойчивость. Ведь каждая партия – это почти что контрольная работа, где нужно сосредоточиться, принять решение, применить знания. Постоянно играя в шахматы, дети легче переносят нагрузку общеобразовательных предметов, не волнуются на контрольных, не боятся выходить к доске.

На Алтае проект будет работать два года. Первым этапом программы «Шахматы в школе» стало обучение шахматному мастерству самих педагогов. Для этого по приглашению нашей федерации на Алтай приехали опытные специалисты – директор гимназии псковского города Опочки Юрий Богашёв и председатель шахматной федерации Псковской области Дмитрий Шахов. Они рассказали о том, как Псковская область уже три года реализует проект «Шахматы в школе» и каких результатов за это время удалось добиться.

Дмитрий Шахов говорит «АП»:

– В Псковской области программа «Шахматы в школе» охватила 90% всех школ. То есть у нас почти 90% второклассников играют в шахматы. Мы долго думали, для какого класса делать программу, и решили, что учить шахматам нужно как раз со второго класса. В первом ребенок еще после садика адаптируется к учебному процессу, а во втором – в самый раз. Так шахматы стали обязательным предметом начальной школы. Первое время были разные отзывы родителей: некоторые говорили, что это дополнительная нагрузка, что ученики и так устают. Но уже на второй год эксперимента те же самые родители выступали за шахматы. Они оценили, как изменились их дети, которые стали лучше учиться, меньше капризничать, им стала легче даваться арифметика. Мы посмотрели на проект и с научной точки зрения. Группа детей – участников проекта перед началом обучения сдала определенные тесты на интеллект, а затем мы провели их спустя три года, и результаты были в пользу шахмат. В отличие от сверстников, которые не играли, эти дети лучше справлялись и с нагрузкой, и с решением задач. Еще один интересный факт: среди детей-шахматистов не было ни одного случая девиантного поведения или попадания в полицию.

«Шахматы в школе» – это не просто комплект обеспечения школ необходимым для игры инвентарем, это полноценная программа с расписанными уроками, видеопрезентациями. Псковские коллеги пояснили нашим учителям: чтобы преподавать шахматы на уровне школы, не обязательно самому педагогу быть профессиональным шахматистом, ведь важно просто объяснить ребенку суть игры, а не добиваться от него рекордов.

Открытый урок для детей и педагогов провел Юрий Богашёв, занятие прошло очень увлекательно. Многие школьники, которые никогда не играли в шахматы, были поражены, какая это интересная игра. Юля, второклассница барнаульской школы № 55, рассказала «АП»:

– Я раньше знала только компьютерные игры, а шахматы мне казались игрой для взрослых, но, оказывается, они очень интересные и совсем не сложные.

Ее одноклассник Кирилл добавляет:

– А еще урок пролетает так быстро, совсем не скучно было. У меня дома есть шахматы, но родители их достают, только когда пыль мама в шкафу протирает, надо их попросить со мной поиграть!

Добавим, в краевой Федерации шахмат нам пояснили, что на Алтае среди школ – участников шахматного проекта будут проводиться турниры, а самые активные ребята и учителя получат в качестве подарка поездку на Черное море.

А знаете ли вы, что …

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполнение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Шахматы часто приводятся врачами как пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Фоторепортаж