Алтайский театр кукол «Сказка» приоткрыл секреты будущего спектакля «Евгений Онегин»
17:51, 22 февраля 2018г, Культура 2363
Во вторник театр кукол «Сказка» приоткрыл некоторые секреты будущего спектакля «Евгений Онегин» по роману Пушкина, репетиции которого начались на этой неделе. Это первая за долгие годы постановка для молодежной аудитории. И во многих отношениях, как признаются в театре, эксперимент.
– «Евгений Онегин» – сложный материал, не все драматические театры берут его для работы, в основном это какие-то чтецкие программы. А кукольные театры, которые ставили пушкинский роман, можно перечесть по пальцам, – говорит директор «Сказки» Надежда Васильева. – В этом театральном сезоне мы опять работаем с новым для нас видом кукол, они высокие – около 110 сантиметров. И хотя подготовка была очень длительная, задействовано много служб – например, мы специально для спектакля пригласили педагога по речи и хореографа, – работа идет легко, на подъеме.
Прикоснуться к классике необходимо не только зрителям, но и самим актерам, уверена главный режиссер «Сказки» Елена Чвёрткина. Спектакли для маленьких детей зачастую не позволяют артистам творчески расти.
– Для театра, для коллектива большое счастье работать с текстом Пушкина. Мы надеемся, что все получится, но даже не беря в расчет результат, сам процесс нам очень полезен, – говорит режиссер.
Обычно Елена Чвёрткина придумывает спектакль, дает задание художнику и дальше следует своему плану в постановке. Сейчас все наоборот: главный художник Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» Ольга Акимова, придумавшая оформление, предложила идти методом этюдного поиска. Причем не только в работе с артистами, что вполне обычно для театра, но и в эскизах. Режиссер считает это оправданным: «Пушкина нельзя втиснуть в какие-то рамки. Предполагается творчество, поиск, и я считаю, что каждый работник театра в некоем роде творец этого спектакля».
Это подтверждает и сама Ольга Акимова – художник именитый, номинант «Золотой маски»: перед началом работы она просила цеха нашего театра прочитать «Евгения Онегина» и сегодня уверена, что именно это позволило всем настроиться на одну волну и найти правильные фактуры для воплощения ее идей.
– Нас педагоги учили, что мы должны идти от внутренних ощущений. Найти две-три ассоциации, а потом уже искать это произведение. У меня вначале возникло два слова: теплота и легкость, – рассказывает Ольга Акимова. – Я предложила идти от образа няни – она у нас не только няня Татьяны Лариной, но и няня Пушкина. А потом уже пошли письма и другие подробности.
Куклы основных персонажей действительно оказались неожиданно высокими и изящными. Художница изначально искала некий одухотворенный образ, но окончательно определиться с размерами ей помогла временная сцена нашего театра, на которой небольшая планшетная кукла могла попросту потеряться. Впрочем, будут в спектакле и куклы меньшего размера, маски. Режиссер собирается использовать театр теней и «черный кабинет».
– Это смелый, авантюрный жест – сделать «Евгения Онегина» в театре кукол, – говорит театровед, критик Елена Кожевникова, ставшая консультантом постановочной группы. – В репертуаре наших театров он вполне может быть украшением, потому что хочется разговора по существу жизни. Вспомнить, насколько она многогранна и, в сущности, трагична. С чем человек уходит со спектакля – важный вопрос, он налагает на нас огромную ответственность.
Фото Г. ЗАМЯТИНОЙ.