Барнаульский архитектор показал портреты последнего поколения советских рабочих

14:00, 27 января 2017г, Культура 1146


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Выставка графических работ архитектора, художника и писателя Сергея Боженко под названием «Рабочий. Класс!» открылась в барнаульском павильоне современного искусства «Открытое небо».

На вернисаж пришли коллеги автора, искусствоведы, журналисты, писатели, общественные деятели. И все они сошлись в том, что для этой выставки настало подходящее время.

Хочется всмотреться

В экспозиции можно увидеть 46 работ. Из них 39 – графические портреты рабочих Алтайского тракторного завода, быстрые натурные наброски, созданные прямо в цехах в конце 80-х годов прошлого века. Завод, бывший когда-то градообразующим предприятием Рубцовска и в постсоветское время медленно умиравший, с 2011 года не существует. И потому сегодня эти стремительные зарисовки выглядят буквально коллективным портретом эпохи.

Сергей Алексеевич работал в Рубцовске дважды. Впервые приехал в 1986 году со скульпторами Василием Рублевым и Михаилом Кульгачевым. Кульгачев собирал материал для своей скульптурной группы, а Боженко с Рублевым в цехах делали быстрые зарисовки рабочих. На каждый такой портрет уходило буквально пять – десять минут, когда рабочие получали передышку. Год спустя Боженко снова отправился на завод в свой творческий отпуск.

– Я сегодня пришла не только поздравить Сергея Алексеевича с выставкой, но и в гости к землякам, среди которых выросла, – призналась на торжественном открытии сотрудница Художественного музея Оксана Сидорова, уроженка Рубцовска. – Работы очень разные: художник рисует людей одной социальной принадлежности, но о каждом из них говорит как о личности и дает точные образные и психологические характеристики. Портреты получились характерными, и в эти лица хочется всмотреться.

А генеральный директор ИД «Алтапресс» Юрий Пургин на вернисаже вспомнил, как ровно в том же 1986-м был на АТЗ в качестве корреспондента «Алтайской правды». Завод тогда пытался выпустить новый трактор, который должен был побить американские аналоги, но, по словам Пургина, было уже понятно, что ничего не получится. «Для меня это связано с жесткими моментами: кто был в литейке того времени или знает, что такое формовщик, тот понимает, что это был очень тяжелый труд. И бордовые тона работ это очень точно отражают… Я рад, что мы можем еще раз посмотреть на свою историю».

Историческая ценность

Про бордовые тона нужно сказать отдельно. Все портреты созданы в технике эффектной, но непростой: бумага, сангина, уголь. Именно сангина, то есть палочки из каолина и оксидов железа, традиционно используемые в графических набросках, и придает этот бордово-коричневый природный оттенок. Сложность в том, что проведенную сангиной линию уже невозможно смахнуть с бумаги – в отличие от того же прессованного угля она въедается намертво. И потому такая техника требует руки не только быстрой, но и точной.

Эта точность и отмеченная искусствоведом яркая характерность набросков позволяют нам относиться к ним не как к подготовительной стадии, а как к завершенным, самодостаточным произведениям.

– Кто-то из героев портретов отработал на заводе всю жизнь, а кто-то попал случайно или на небольшой отрезок времени, чтобы встать на ноги, – говорит Оксана Сидорова. – Есть характерные типажи, которые можно было встретить не только в районе Алтайского тракторного завода. Женские образы тоже разные: работница, чья молодость пришлась на тяжелое послевоенное время, а вся жизнь прошла на заводе, и молодая девушка, смущенная пристальным вниманием художника.

На листах – имена «моделей»: «Виктор Черников в профиль» или «Бригадир Змиевский В.Г.», а есть просто «Портрет уставшей женщины». Усталостью, впрочем, отмечены лица многих людей, улучивших минутку отдыха и позирующих молодому художнику, приехавшему из Барнаула.

Конечно, эти работы интересны искусствоведам (которые к тому же никогда не видели эту серию целиком). Но есть у них и чисто историческая ценность, уверена Оксана Сидорова: «Это портрет последнего поколения советских рабочих, дети которых стали юристами, экономистами, потому так важно показать эти работы в Рубцовске». И такая выставка – в планах Боженко.

Экспозиция «Рабочий. Класс!» будет работать до 20 февраля в павильоне «Открытое небо» (ул. Чернышевского, 55).

Фоторепортаж
Блоги