Барнаульский вопрос. Что первично – фасад или реклама?

13:31, 21 марта 2018г, Общество 1668


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

У администрации Барнаула и представителей малого бизнеса сложилось несколько разное понимание прекрасного в рекламной деятельности. Одни считают, что не всякая «наружка» украшает внешний облик города. Другие высказывают свои аргументы. Это показал «круглый стол».

Суть спора

В конце 2017 года были приняты два постановления о правилах размещения информационных конструкций и наружной рекламы: «Об утверждении Порядка размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» и «О внесении изменений в решение городской Думы от 22.12.2010 № 423 «Об утверждении Правил размещения наружной рекламы в городе Барнауле». До этого все ориентировались на постановления 2015 года.

В чем, собственно, суть спора? Администрация борется с агрессивной рекламой, которая заполонила город с 2000 годов. Предприниматели опасаются, что очередные изменения правил размещения «наружки» могут привести к новым финансовым затратам предпринимателей.

Позицию и тех, и других можно понять. По словам редактора Алтайского рекламного портала доцента кафедры связей с общественностью и рекламы АлтГУ Лады Шевкуновой, так называемая базарная реклама сохранилась в Барнауле до сих пор. Примерно в течение 15 лет не было четкого регламента по отношению к вывескам и наружная реклама развивалась хаотично, активно пользуясь открывающимися возможностями новых технологий. Например, в середине 2000 годов появилась баннерная печать, ставшая весьма популярной.

– Вывески были разноплановыми, создавая пестрый, аморфный пейзаж. Гигантизм, разные технологии, неуважение к фасаду, закрытые баннером окна. Это было закономерно и для проспектов Ленина и Красноармейского, и для улицы Толстого. Мы и сейчас можем увидеть ее признаки на некоторых зданиях города, – говорит Лада Валерьевна.

Только в 2015 году появилось краевое постановление о порядке согласования вывесок. В нем фасад признавался первичным по отношению к вывескам. Последние не должны перекрывать архитектурные элементы. По закону вывески следует размещать по единой горизонтальной оси, а на «красной линии» еще и на бесцветной подложке.

В конце 2017 года вышли два новых постановления.

Одно из них связано с зонированием рекламы. В каждой из зон (туристско-рекреационном кластере «Барнаул – горнозаводской город», промышленной,  общественно-деловой и жилой, на территориях трасс федерального и краевого значения и территориях с особыми требованиями размещения рекламных конструкций) свои правила размещения наружной рекламы.

Второе постановление, вызвавшее наибольшее количество вопросов со стороны предпринимателей, ввело различие между вывеской и рекламной конструкцией. Предприниматели, сделавшие «наружку» по постановлению 2015 года, не знают, ждать штрафов за нарушение нового постановления или нет.

По-новому

Новыми правилами определен предельно допустимый размер вывески – 1 квадратный метр, все сооружения, имеющие большую площадь, признаны информационной конструкцией. Таким образом, разграничение понятий стало зависимым лишь от размера конструкции, ранее этого понятия не было. В результате у предпринимателей возник ряд вопросов по законности вывесок, согласованных по старым правилам, так как формально они являются не вывесками, а информационными конструкциями. При этом закон обратной силы не имеет, следовательно, оценивать законность размещения вывесок «старых» и «новых» будут юристы. 

Вот что думает по этому поводу Виталий Шляков, председатель комитета Алтайской торгово-промышленной палаты по законодательству и праву, управляющий партнер юридического агентства «Дело»:

– Я считаю, что все должно быть по правилам и визуально красиво. И предприниматели стремятся к выполнению этих правил. Но нельзя же их менять каждый год. Многие только согласовали наружную рекламу в соответствии с правилами 2015 года. И сейчас у меня, как у юриста, нет четкого ответа на вопрос, что рекомендовать предпринимателям, пересогласовывать утвержденную ранее рекламу в соответствии с новыми правилами или просто ждать, будут ли предписания со стороны властей.

Сергей Боженко, заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию города администрации Барнаула, попытался рассеять возникшие вопросы:

– В постановлениях нет фразы об отмене постановления от 2015 года, поэтому решать вам, соответствует ли это эстетическим требованиям сегодняшнего дня.

Сергей Боженко признался, что тексты принятых документов его тоже не вполне устраивают. Например, в постановлении 2017 года нет четких ответов, чем отличается вывеска от рекламной конструкции.

– Наш комитет подготовил новый проект документа и передал на рассмотрение в администрацию города. Согласно закону не является рекламой размещение наименований коммерческого обозначения организации в месте его нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы является обязательным и потому не является рекламой независимо от манеры его исполнения. Информация в месте размещения организации о профиле деятельности организации либо ассортименте может быть признана обычаем делового оборота и потому не является рекламой. Использование в наименовании товарного знака компании, или профиля деятельности, или перечня оказываемых услуг в месте размещения организации также не является рекламой.

На одном из «круглых столов» на тему наружной рекламы, проходившем на площадке АТПП, предприниматели жаловались, что, несмотря на несовершенство вновь принятых постановлений, районные комитеты по архитектуре настойчиво требуют их исполнения.

На это главный архитектор города ответил:

– Мы с вами живем в городе, который застраивался 300 лет, а последние 30 лет забивается всевозможной наружной рекламой.

В большинстве случаев районные управления архитектуры требуют справедливо, в основном эти требования сводятся к тому, чтобы предприниматели заменили агрессивную рекламу на приемлемую.

Чтобы мобильно решать спорные вопросы по рекламным конструкциям, участниками «круглого стола» было предложено создать рабочую группу, в которую бы вошли представители администрации города, юристы, представители предпринимательского сообщества. Сейчас эта идея в стадии реализации.

Тамара БЕЛОУСОВА

 
Новости партнеров
Фоторепортаж