Более 200 лет в селе Колывань точат камень

15:00, 08 июля 2018г, Общество 2129


1
1

Кто из нас не собирал на реке цветные камушки? Намочишь их и удивляешься богатству оттенков и узоров, которые создала природа. Мы полюбуемся и забудем. А мастера Колыванского камнерезного завода регулярно оценивают те самые камушки – пригодны ли для работы? И вот уже на панно флорентийской мозаикой расцветают алые паруса, или токует глухарь, или бегут навстречу соленому ветру тонконогие лошади.

Директор Андрей Михеев, показывая работу завода, вспоминает, как мальчишкой-сорванцом прыгал по громадным камням Горной Колывани, а сегодня на возглавляемом им предприятии производится целый спектр изделий из этого гранита – бордюры, облицовочная плитка, постаменты для наших близких, ушедших в лучший мир.

Читайте также: Уникальный аналой изготовят мастера Колыванского камнерезного завода

Более 200 лет в селе Колывань точат камень. Когда-то завод назывался колоссальной шлифовальной фабрикой. В те времена здесь изготовили знаменитую «Царицу ваз», находящуюся в Эрмитаже. Сегодня изменились времена и технологии, однако без дедовского ручного труда по-прежнему не обойтись в камнерезном деле. Настоящие произведения искусства можно сделать только руками, хотя от технических достижений здесь тоже не отказываются.

Вот на карусельном станке медленно поворачивается каменная чаша. Крутится она уже около двух месяцев. Это кратер будущей вазы, которая уже в сентябре-октябре этого года встанет у ЗАТО Сибирский. Медленно поворачивается изделие, небольшим ручейком журчит вода, подаваемая сверху. Ревневская яшма – камень твердый и капризный. Без воды не обработаешь,  поторопишься – расколешь.

– Природа обидела яшму – у нее много трещин, в процессе работы необходимо постоянно проклеивать изделие, чтобы не было обкола. Когда кратер обработают, нарежут ложки для резьбы, перевернут и будут обрабатывать дальше. Вся ваза будет состоять из отдельных фрагментов. Всего их шесть. Наша задача так подобрать камни, чтобы после сборки она казалась высеченной из единого монолита. Помните в Эрмитаже? Мастерство изготовителей «Царицы ваз» было настолько высоким, что, не имея сегодняшних возможностей, они создали настоящее произведение искусства, – рассказывает художник завода Алексей Дорохов.

А на другом станке вручную обрабатывают ножку этой вазы. Алмазной теркой и естественным абразивом – корундом и кремнием удаляются неровности и шероховатости. Мастер не пропустит ни одного миллиметра. Так обработать камень не сможет ни один станок в мире.

Ваза у Сибирского получится большой – диаметром 1 метр и высотой 1,5. Изделий таких размеров уже давно не делали на заводе. Художник говорит, что она будет резной и очень красивой.

Кстати, достижения дедов-камнерезов Колывани не дают покоя уже не одному поколению местных мастеров. Сегодня на заводе изготавливают еще одну «Царицу» – пока копию в масштабе один к пяти.

– Вопрос в материалах – найти хороший блок ревневской яшмы тяжело. Кроме того, он, как и другие наши камни, очень сложен в обработке. Работать по нему можно только алмазными дисками, рабочая поверхность такого диска всего 10 мм. После того как он стачивается, диск выбрасывают. Хватает его примерно на месяц, – поясняет директор завода Андрей Михеев.

Узоры на вазах и других изделиях выполняются болгарками с такими же алмазными дисками, а полировать в некоторых случаях приходится бормашинками – работа практически ювелирная.

А вот и цех, где изготавливают мозаики для школ, больниц и других учреждений края. Наталья Попилкова закончила одно панно и приступила к сборке другого. Ее задача – вместе с художником определить подходящий камень, вырезать и составить узор. Предыдущая работа пока лежит отстаивается.

– Когда складываешь работу, необходимо чтобы она два-три дня отстоялась. Это необходимо, чтобы можно было оценить ее свежим взглядом: где-то не угадал по тону или структуре камня. Тогда меняем детали, иногда, если сомневаемся, обсуждаем вместе, приглашаем еще художника. Только после того, как все утряслось, панно клеят, – поясняет художник.

Однако до этого этапа еще нужно дойти. Вначале художник рисует эскиз будущего панно акварелью, затем прорисовывает отдельные детали, из которых будет состоять каменная мозаика. Потом переводит их на «картон» – так называется контурная схема рисунка. От нее постепенно отрезаются «выкройки», по которым вытачивается каменная деталь. Из камней нарезается фанера – пластины толщиной 7 мм. Вот из них-то и будут вырезаны детали. Все они укладываются как пазлы в кессоне. Когда мозаичное панно сложено, оценено и проверено, оно будет залито эпоксидной смолой, высушено и отполировано.

Уже три года Колыванский камнерезный завод работает исключительно с алтайскими материалами. Основных четыре – яшма, кварцит, порфир и гранит. Завод уже пережил самые сложные свои времена. По словам директора, сейчас появились планы и перспективы.

– Сейчас мы на плаву. Хотим закупить оборудование, принять еще людей на работу. Рынок сбыта пока только раскачивается. Проблема в том, что из-за недостатка оборудования мы пока не можем запустить объем, равнозначный Уралу и Петербургу. Но мы восстанавливаем те станки, которые у нас имеются, планируем приобрести дополнительные, – говорит он.

На новом оборудовании здесь планируют изготавливать весь ассортимент гранитных изделий. Один обрезной станок, который уже приобретен, позволяет в два раза быстрее производить бордюры, плитку, фаски. То есть еще один аналогичный станок даст возможность увеличить объем производства в 4 раза по сравнению с предыдущим. А это в свою очередь снизит цены на изделия, а значит, выведет завод в конкурентоспособные предприятия.

Кроме этого планируется приобрести распиловочный с двухметровыми дисками и камнекольный станки. Все это будет поставлено в новый цех, который сейчас переоборудуют из здания старого склада.

Все эти планы станут реальностью, если завод в этом году отработает с прибылью. Как говорит Андрей Михеев, такая перспектива вполне реальна. А это означает, что с 1 января алтайский камнерезный будет запущен на полную мощность.

Изделия наших мастеров-камнерезов известны далеко за пределами не только края, но и всей России. Может быть, поэтому туристы, попадающие в Горную Колывань, стараются увезти с собой на память хотя бы небольшой сувенир. А руководство завода сохраняет не только мастерство и традиции, но и кусочек старины глубокой.

Так, для посетителей здесь выставлен старый станок, с помощью которого нарезали камни еще во времена работы фабрики, а в одном из цехов сохранилось наливное колесо и сейчас (после небольшого ремонта) способное с помощью ременной передачи запустить еще несколько станков.

Один из крупных заказов, над которым работают мастера Колыванского камнерезного, – внутреннее и наружное убранство курьинской церкви. Уже готовы постамент, трон, трехметровые иконы, мастера начинают работать над аналоем в особом исполнении. По сути, это небольшая открытая часовня внутри храма. Сориентироваться можно на сень, находящуюся в храме Спаса на Крови в Петербурге. А это еще один небольшой повод для гордости нашим краем и мастерами, которые живут, творят и оживляют всем привычный камень.

Фото автора

Фоторепортаж