Будущие педагоги успешно практикуются в малокомплектных алтайских школах

15:00, 27 мая 2016г, Образование 2391


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Студенты Алтайского государственного педагогического университета успешно практикуются в малокомплектных сельских школах края. Об особенностях подготовки молодых учителей рассказала ректор вуза Ирина Лазаренко.

– Ирина Рудольфовна, в чём особенность этих учебных заведений?

– Более 70% от общего количества школ на Алтае – малокомплектные. В Сибири мы занимаем второе место после Красноярского края по числу таких учебных заведений. В большинстве сёл нуждаются в молодых специалистах. Наша задача – готовить педагогов для края с учетом специфики системы образования в регионе, где значительная часть школ с малым количеством классов-комплектов, малым числом учеников. Все это накладывает отпечаток на педагогическую деятельность и подготовку учителей.

– Каким образом будущий педагог может попасть на практику в маленькое село?

– Ежегодно формируется перечень школ, испытывающих кадровый дефицит. Эта информация доводится до образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов. Мы предлагаем студентам попробовать себя в качестве учителя, педагога дополнительного образования. Работа осуществляется во взаимодействии с Главным управлением образования и молодежной политики, муниципалитетами, школами. С 2015 года работа в нашем вузе оформлена в проект «Малокомплектная школа. Длительная педагогическая практика».

– Как действует проект?

– Мы формируем группу студентов, отправляем юношей и девушек в малокомплектные сельские школы Алтайского края. Их практика может длиться от четырех месяцев до целого учебного года. Наш педагогический отряд в составе 32 человек отработал в десяти районах края, в том числе в Алейском, Павловском, Тюменцевском, Завьяловском, Кулундинском. В процессе работы ребята не остаются один на один с возникающими трудностями. За каждым из них закреплен учитель-наставник из этого общеобразовательного учреждения, а также преподаватели-методисты университета. Кроме того, в вузе успешно действует учебно-методическое управление, сотрудники которого всегда готовы дать совет и прийти на помощь практикантам.

– Сложно ли попасть в педотряд?

– Мы не устраиваем конкурсных испытаний. К участию в проекте допускаются студенты 3 – 4 курсов. Главное, чтобы они успешно учились и были готовы посвящать время детям. Достойных примеров у нас много. Гордимся нашим студентом Александром Кашиным. Он практиковался в Краснопартизанской средней школе в селе Бориха Алейского района. Парень настолько привил жителям любовь к здоровому образу жизни, что местный предприниматель выделил школе восемь миллионов рублей на приобретение необходимого оборудования и ремонт спортзала. Кстати, талантливого молодого педагога не хотели отпускать в Барнаул после окончания работы. Он остался еще на полгода, что возможно в рамках проекта.

– Длительная практика не мешает учебе?

– Конечно, от занятий и сессии участников педагогического отряда не освобождают. Они учатся по индивидуальному плану, который предполагает в том числе дистанционное консультирование по дисциплинам. Затем проходит тестирование. Наши практиканты, вернувшись в университет на итоговую аттестацию, не имеют задолженностей.

– Как проходит адаптация молодых учителей в новых условиях?

– На плечах студентов – колоссальная нагрузка, но благодаря тому, что они любят свое дело и их поддерживают в селе, школе, им удается успешно справляться с трудностями. Рада, что ребята готовы отказаться на время от городской жизни, развлечений. Многие родители, друзья считают, что участники проекта обкрадывают себя. Но наши будущие учителя доказывают обратное. С большим энтузиазмом рассказывают, какой уникальный опыт получили в селах. Я начинающих педагогов прекрасно понимаю, ведь тридцать лет назад сама, будучи студенткой, отправилась на шестимесячную практику в Видоновскую среднюю школу Залесовского района и не пожалела об этом.

– Насколько налажен быт молодых специалистов?

– Студентам предоставляют служебное жилье, все расходы на себя берет муниципалитет. Но так как бытовые условия в селе отличаются от городских, приходится самостоятельно топить печь, ходить за водой. С трудностями помогают справиться опытные педагоги. Был в практике такой случай: молодому человеку дали маленький теплый дом, но в нем не было даже чашек. Пока думал, что делать, в дверь постучались, открыл: на пороге стоит весь коллектив учителей. Коллеги принесли посуду, моющие средства, полочки – словом, все необходимые для жизни вещи. В одном из сел жителям настолько понравилось, как работает студентка из Барнаула, что ей даже нашли будущего мужа, лишь бы не уезжала.

– Чем педагог МКШ отличается от специалиста, работающего, скажем, с городскими учениками?

– Поехать работать в маленькую сельскую школу для выпускника поступок, с моей точки зрения, проявление патриотизма, любви к малой родине. Такой учитель профессионально более мобилен. Ему приходится работать в непростых условиях, ведь в одном классе находятся дети разного возраста, с разными образовательными потребностями, особенностями. Есть ребята, у которых интеллект сохранен, но имеются проблемы со зрением и слухом, бывают ученики с задержкой психического развития, ситуаций может быть масса, но педагог должен подстроиться под каждого и организовать процесс так, чтобы все могли освоить образовательный стандарт. Кстати, с нынешнего года мы расширили круг программ по подготовке педагогов для малокомплектных школ во многом благодаря тесному сотрудничеству с Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.

– Какую роль малокомплектная сельская школа играет в системе образования Алтайского края? Каковы перспективы её развития?

– Это целый образовательный сегмент с особой организацией учебной и внеучебной деятельности. Для успешного развития малокомплектной сельской школы важно готовить квалифицированные кадры, что является одной из главных задач нашего университета. Молодые педагоги не должны использовать в работе общие методики, ведь это приводит к низкой эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные стандарты требуют от учителя дифференцированного подхода и подготовки к одному уроку по разным программам.

– На ваш взгляд, насколько хорошо в крае оказывается поддержка молодым специалистам из глубинки?

– На протяжении нескольких лет действует губернаторский грант для педагогов, которые уезжают работать в село, им выдаются подъемные средства в размере 200 тысяч рублей. Кроме того, существует льготная ипотека для молодых учителей. Что касается наших практикантов, помимо академической они получают дополнительную стипендию.

– Вуз сотрудничает в данном направлении с коллегами из других регионов?

– Недавно мы запустили новый проект по малокомплектной школе совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы. Он посвящен подготовке студентов к работе в сельской школе в рамках университета. Молодые учителя дополнительно изучают такие дисциплины, как, например, информатика, библиотечное дело. Таким образом, на месте у молодого специалиста будет большой, но знакомый объем педагогических функций.

Через месяц состоится встреча с партнерами, где обсудим возможность создания единой электронной платформы, в рамках которой будет сформирован банк уроков, методических материалов для учителей малокомплектной сельской школы. Важно, чтобы люди могли пользоваться этими материалами.

– Когда молодые педагоги наглядно поделятся опытом работы в маленькой сельской школе?

– В начале ноября в АлтГПУ пройдет форум «Молодой учитель. Формула успеха». В нем примут участие представители педагогических вузов Новосибирска, Омска, Красноярска, Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Сахалина. Они расскажут о том, как и чем сегодня живет сельский учитель. Надеемся, что масштабное мероприятие по значимости не уступит слёту сельской молодежи, который ежегодно проходит на территории Алтайского края.

P.S. Ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко знает об условиях работы своих студентов и выпускников в малокомплектных сельских школах не понаслышке. Она сама периодически ездит к молодым учителям, ближе знакомится с директорами и педагогами, с которыми студенты педуниверситета работают бок о бок на протяжении полугода. Ирина Рудольфовна выражает благодарность руководителям муниципалитетов и коллективам общеобразовательных учреждений, которые особенно трепетно принимают практикантов из Барнаула. В первую очередь речь идет о коллегах из Кулунды, Алейска и Алейского района.

СПРАВКА
Малокомплектная школа (МКШ) – это общеобразовательное учреждение с малым количеством обучающихся, совмещенными классами-комплектами и специфической формой организации учебного процесса.

Фоторепортаж
Блоги