Букет по WhatsApp: как работают флористы в период пандемии

07:18, 30 мая 2020г, Общество 1580


1
1

- Здравствуйте. Цветочный салон. Слушаю вас.

- Добрый день! - ответил приятный мужской голос. - Мне нужен букет на день рождения моей мамы.

- Хорошо. Какие предпочтения? На какую сумму?

- Обязательно должны быть алые розы. 11 штук. И добавьте чего-нибудь белого на ваше усмотрение. Деньги переведу с карты.

- Ага, я вас поняла. Когда и на какой адрес привезти?

Называет адрес.

- Там живет моя мама. Я сам не могу приехать, поздравить лично. Не хочу подвергать её риску. День рождения у неё через два дня.

- Ваш заказ записали. Оставьте контактный телефон. Мы сообщим, как будет готово, назовём окончательную сумму и скинем фото букета.

- На счет букета не переживайте! Я вам доверяю. Мама мне его со всех ракурсов нащелкает, уж я-то её знаю (смеётся).

- Хорошо. Спасибо за доверие!

Цветочный салон, в котором работала Татьяна Чаужина, временно перешёл на онлайн обслуживание. По телефону или через социальные сети принимаются заказы, а курьеры привозят цветы на дом по всем правилам бесконтактной доставки. Как правило, заказывают кому-то в подарок, чтобы доставили до его двери, или членам своей семьи, с которыми проживают.

«Те магазины, которые были раскручены и имели свою клиентскую базу, просто сжали свои поставки, цветка стало меньше приходить, – говорит Татьяна. - Они и те, что ушли в онлайн – держатся на плаву. У них всё относительно стабильно, несмотря на то, что выручка уменьшилась примерно на треть, а у некоторых и больше. Всё так же оформляют букеты и композиции. Чего не скажешь о маленьких магазинчиках. Они не выдержали такого резкого оттока покупателей. Сложно стало платить за аренду. Многие совсем закрылись, распродав последнюю партию цветов по дешевке, лишь бы только растения не пропали зазря».

Пандемия пандемией, а цветы люди продолжают покупать. На торжественные моменты жизни. И, увы, на печальные.

Благоухающая красота

Цветочный салон открывается в 8 утра, но за 15 минут до этого мы уже на месте. Мужчина должен получить букет белых роз курьером ровно в 9 утра. Опаздывать никак нельзя, чтобы не испортить репутацию ни себе, ни салону в целом. Тем временем мы уже успели подготовить помещение: включили везде свет и кондиционеры, проверили воду у срезанных цветов на предмет возникновения гнили и заменили её при необходимости.

Работаем сегодня вдвоём с Татьяной Чаужиной, помощником флориста. День обыденный, крупных праздников не намечается, поэтому главный флорист со спокойно душой оставила нас, а сама поехала вести переговоры с поставщиками.

Татьяна уже имеет трёхлетний опыт работы с цветами. Еще, будучи студенткой колледжа, она прошла курсы флористики, и теперь не представляет своей жизни без этой благоухающей красоты.

«Флорист без практики – не флорист, даже если у него на руках сертификат. Чтобы с гордостью носить это звание, нужно скрутить несколько десятков самых разных букетов. По-другому никак», - утверждает Татьяна.

После курсов она сразу пошла работать в салон, потому что теория в данном случае мало что даёт. Она училась практике в одном из самых старых салонов Барнаула у опытных флористов. Базу вынесла оттуда, но мода, даже на создание букетов, не стоит на месте, поэтому после Татьяна направилась в другой салон – осваивать современную флористику.

Не так, как кажется

Салон довольно просторный. Здесь, как это бывает в подобных цветочных магазинах, два холодильника. Один – это витрина, основной. Второй – обычно скрыт от посторонних глаз, там хранятся заказы и приходят в себя цветы после транспортировки. Кроме этого, в салоне есть сувениры, мягкие игрушки и другого рода подарки. За всеми ними нужно следить: протирать влажной тряпочкой, обтряхивать плюшевых медведей от пыли и держать в чистоте полочки. Кстати о чистоте, она здесь играет большую роль. Всё должно быть аккуратно, ведь клиенты сюда приходят за радостью.

По словам Татьяны, люди часто им тут говорили: «Вы такие классные цветочные феи. На вас так приятно смотреть, у вас тут всё так красиво, аж глаз радуется». Но есть одно «но».

Они не догадываются, что происходит по ту сторону рабочего стола. Он высотой по пояс - стоя удобнее крутить букеты, поэтому весь рабочий день флориста преимущественно проходит на ногах. И за этим столом может скрываться целый ковёр из обрезанных стеблей, листвы, лент и упаковочной бумаги. Не всегда есть время сразу прибраться. А когда приходит партия, то листва не только за стойкой, но и по всему магазину.

Первое, что чувствуется при входе в салон, это, конечно же, яркий цветочный аромат. Хотя в природе цветы так не пахнут. Это всё химическая обработка. Так делают для того, чтобы растения дольше стояли и лучше транспортировались.

Лицо флориста

Витрина всегда должна быть красивой и презентабельной. Каждое утро приходится её переставлять и «перетрясать». Бывает так, что за ночь в каких-то композициях цветок портится. В таком случае его нужно достать и поправить. Если это не спасает, то заменить. Или поздно вечером перед закрытием забрали какой-нибудь букет, и осталось пустое место. Его обязательно нужно заполнить.

Как вся витрина должна выглядеть гармоничной, так и каждая отдельная ваза. Если цветов много в ней, то они должны смотреться ровной «шапочкой». Для такого эффекта стебли скручивают «по спирали». Кстати, любой букет, будь он классический или ассиметричный, собирают таким способом. Так что, если ты научился это делать, то уже твой букетный навык имеет прочный фундамент.

Пока никого нет, я решила попробовать освоить эту технику из списанных цветов, чтобы если что не жалко было. В теории и на живом примере это казалось проще. Сначала цветы у меня или распадались, или слишком плотно располагались друг к другу. Но спустя где-то полчаса у меня всё-таки получилось.

- Хорошо, только скорость надо отрабатывать, - похвалила меня Татьяна, - будешь сегодня за отдельные цветочные заказы отвечать.

Цветок перепил…

Вчера привезли партию роз. Их доставляют в пачках. Открываешь упаковку, цветы там лежат плотно в два ряда. Каждую розу подрезают и ставят в вазы в холодильник на отпойку, а на следующий день осматривают. Бывает так, что бутоны отваливаются, потому что цветок перепил воды. Такой исход зависит от его качества. Если цветок в достойном состоянии, то он не сломается. С розой часто так случается, например, она может быть старой, то есть долго лежала у поставщика на складе. В таком случае она напивается воды и окончательно погибает. Иногда это не сразу проявляется, и такой цветок попадает к покупателю, а он потом приходит и жалуется, мол, вы мне продали плохие розы. А флорист здесь не причём, либо поставщик неудачную партию привёз, либо клиент совсем не ухаживал за букетом. Ведь просто поставить его в воду недостаточно.

Только не ножницы!

У нас такой регион, что большая часть года – холодная. В таких условиях цветы требуют дополнительно заботы. В холодное время букеты в обязательном порядке упаковывают в бумагу в несколько слоёв, чтобы не заморозить. Спрашиваем:

- Букет далеко везти?

- Нет, мне буквально одну улицу пройти.

В таком случаем мы ограничиваемся бумагой. В салоне есть своя система, если цветы нужно доставить куда-нибудь далеко. Букет ставят в плёнку и наливают в неё воду. Флорист всегда старается сделать всё возможное, чтобы его работа как можно дольше простояла у клиента. Для этого к каждому букету и композиции привязываем открыточку, на которой написаны действия по уходу за цветами. Особенно это полезно, когда заказана курьерская доставка, и флорист не контактирует напрямую с покупателем. При личном же встречи действия обязательно произносят вслух.

Перед тем, как поставить букет в воду, нужно сделать косой срез ОСТРЫМ ножом или секатором. Но ни в коем случае не ножницами! У цветов есть свои сосудики, которые доставляют воду. Тупой режущий предмет и ножницы их передавливают. Как следствие, вода не проходит, и цветок быстро гибнет. Не все люди это знают и порой просто сразу ставят букет в вазу. Хватает буквально нескольких минут, чтобы срез без воды закупорился и также перестал проводить необходимую влагу.

Дополнительно есть действенная подкормка для срезанных цветов. Например, кризал. Продаётся в маленьких пакетиках, и стоит примерно 10-30 рублей. При покупке цветов  предлагаем приобрести и его, либо даём в подарок.

«Тот цветок, что приходит к нам, он уже обработан и стоит дольше, у него есть запас, – говорит Татьяна. – Я ставила на кризал домашние садовые пионы. Так у меня букет простоял целых две недели! А представьте, сколько могут простоять салонные».

Много зависит ещё от вида: одни более восприимчивы, другие – менее. Например, розы и хризантемы очень долго могут стоять на этом средстве. Если букет сборный, то гибнущие цветки нужно убирать, чтобы они не портили воду. Хлорка, аспирин, водка, сахар не дают такого аффекта, как специальная прикормка, и при неправильном использовании могут убить букет быстрее, чем, если бы он стоял вообще без всего.

Конечно, как и везде есть добросовестные флористы, а есть - нет.  В последнем случае и даже кризал цветам не поможет. Продают всё подряд. Не стоит врать о качестве, так как всегда могут прийти и устроить разнос. К тому же в этой сфере большая конкуренция, и потерять клиента очень просто. Лучше сказать: этот цветок недолго у вас простоит, могу предложить замену или посмотрите ещё. И здесь дело совсем не в цене.

Не лишайте розу «рубашки»!

Не принято убирать рубашечные, крайние лепестки у розы. Обычно вялые и некрасивые, но именно они держат весь бутон, благодаря им он дольше стоит и медленнее раскрывается. Если убрать крайний лепесток, то роза быстро развалится. Люди попадаются разные, и в большинстве случаев они требуют «снять рубашку», потому что им «не красиво», а то и ещё обвиняют флориста в халатности. Но он тут не причём, роза от природы такая. Ориентированность идёт на клиента, и поэтому, после неудачной попытки переубедить, скрепя сердце приходится обрывать лепестки.  Если вы видите общипанный бутон, как огонёк свечи, то знайте: цветок уже не раскроется, он умрёт в таком виде. Есть, конечно, клиенты, которые наоборот просят розу с рубашечным листом, и они прям как бальзам на душу. Они знают цену цветку, и это не может не радовать.

Комнатные цветы – тоже компетенция флориста

По окончанию курса флористы проходят экзамен на знание комнатных растений. Классику, которую можно встретить практически в каждой квартире, обязаны знать.

Особенность комнатного цветка от поставщика в том, что растение приходит в транспортировочном грунте. Отличие его от питательного - высыхает он по щелчку пальца. Выживет цветок или нет – загадка. Замечательно, конечно, если он окажется сильным, но в большинстве случаев они погибает. Флористы стараются пересаживать, но не всегда получается. В первую очередь из-за того, что время поставки и пересадки не совпадает, у растений тоже есть свои циклы. Поэтому приходится просто много поливать. Это и будет моей основной задачей на сегодня – следить, чтобы почва не пересыхала. В обратном случае листья могут пожелтеть, остановить процесс можно, но вернуть вспять – нет. Единственный выход: оставить только зеленые, а остальные убрать. Водопроводную воду для полива отстаивают не менее суток, чтобы испарилась и распалась значительная часть вредных примесей, и она стала намного мягче.  

Я же быстро!

В салоне есть услуга по уходу за комнатными цветами. Люди обращаются за советами: как поливать, куда лучше поставить, как пересадить. Они могут оставить свой цветок флористам, и те проведут диагностику. Растения правильно отпоят, подлечат, обработают от паразитов, подрежут, если требуется. Лучше всего периодически опрыскивать цветы от вредителей. В салоне постоянно проводят такую профилактику, потому что паразиты хуже инфекции, труднее вывести и  быстро распространяются. Появятся на одном цветке – могут погибнуть все остальные.

- Зимой как-то пришла женщина в длинном черном пальто.  Заносит в салон большую драцену. Это растение немного похоже на пальму: голый ствол, а наверху много длинных узких листьев. Жалуется, что  коты цветок обкусали, - вспоминает Татьяна. -  С этим можно что-то сделать? Может обработать чем-то?

- Вы что, несли её вот так по улице!?

- Я же быстро, от машины только.

- Она же замерзла!

- Да ну прям. И пары минут не прошло.

- Ладно, оставляйте её нам.

Через час драцена начала стремительно  чернеть. Ей секунды было достаточно, чтобы обморозиться. И до утра не дожила…

Орхидея сбежала!

В другой раз пришла в салон  миловидная бабушка со своей орхидеей.

- Добрый день, девчоночки. Мне кажется, мой цветок нужно пересадить, поможете?

Она раскрыла  пакет и несколько слоёв ткани и бумаги.  Белая орхидея, вот только абсолютно все корни у неё наружу. Кажется, её можно спокойно взять за стебель и поднять, а земля вся до последней крупицы останется в горшке.

- А какой грунт у неё?

- Так земля из огорода.

Татьяна стала ей объяснять, что орхидея – тропическое растение. Она растёт на деревьях, цепляясь корнями за кору. Поэтому для орхидей есть специальный грунт – из коры. Ещё горшок, желательно, должен быть прозрачным, так как корни активно участвуют в фотосинтезе.  Бабушкина же орхидея явно решила совершить побег от земли из огорода.

Тёмная сторона флористики

Работать приходиться не только с живыми цветами, но и с искусственными. И зачастую, это не всегда приятное занятие. На практике Татьяны был такой случай. Умер владелец цветочного магазина, где она работала. Жена этого мужчины попросила сделать корзину. Привезли специальную железную опору и еловые ветки. Искусственные цветы были в наличие в салоне.

«Я только беру в руки первую еловую ветку и начинаю плакать, прям до истерики, - говорит Татьяна. – Работая с цветком, ты думаешь, что радуешь людей. А тут… Я тогда первый раз с этим столкнулась и не смогла продолжить работу, более опытный флорист сделал. Гвоздики я продавала, но там проще. Упаковал и отдал. Хотя всё равно переспрашиваешь, когда просят четное количество цветков в букете. Говоришь: знаете, четное возлагают, а нечетное дарят. Но они с каменным лицом настаивают на своем. В этот момент нужно отгородиться, чтобы не воспринимать близко к сердцу. Ты вся такая «фея», а делаешь букет, который положат на могилу… И флористика не кажется уже такой светлой».

Хочу то, не знаю что

Еще звонок. Женщина:

- Мне нужен маленький букетик на подарок. Например, хризантемы инь-янь и гипсофила, «белое облачко».

-  Может, вы подумаете ещё? Просто они совершенно  не сочетаются.

- Нет, хочу именно это.

Ничего не поделаешь. Слово покупателя закон. Беру ветку хризантем, подрезаю до нужного размера и кладу на упаковочную бумагу.

- Снова звонок от нее. Просит уже фиолетовую хризантему.

Мы с Татьяной вздохнули. Цветы обрезаны, обратно не нарастишь стебель. А шанс, что возьмут именно этот вид, именно такой длины ничтожно мал.

- Вам вот эти? – достаю ветку с тёмно-фиолетовыми цветками, фотографирую, отправляю на WhatsApp.

- Ой, нет. Что-то они слишком фиолетовые. Есть понежнее?

- Могу предложить в таком случае только сиреневые.

- Хорошо, давайте их.

Кладу ветки, специально не обрезая, примеряю, как будет выглядеть букет. Отправляю новое фото.

- Как здорово! А давайте ещё зелени добавим! – снова звонит женщина.

- Как скажете, - достаю веточки зелени.

- Хотя, знаете, мне не нравится. Давайте обратно белую. И зелень уберите.

Когда все завершили, Татьяна мне говорит: «Мы ещё быстро с ней договорились. Это самые сложные клиенты, которые не могут определиться. Порой весь холодильник перетаскаешь, а им всё равно ничего не нравится. Трудно под таких подстроиться».

И кто тут флорист?

Справка: хризантема растёт одиночными бутонами, но если отщипнуть этот бутон, то она даст отросточки в стороны и получится кустовая хризантема,  а сверху останется зеленый пенечек.

В салон медленным шагом зашла женщина с очень живыми пытливыми глазами.

- Хочу купить у вас хризантемы. Я их так люблю, так люблю! Летом на даче выращиваю, они так прекрасны! У вас есть такие?

- Смотрите в витрине, что есть. Всё свежее.

- Я всё-всё о них знаю, у меня племянница в цветочном работает.

- Хорошо, что вам достать?

Приношу одни – не нравятся, другие – тоже не нравятся.

- Ой, какие-то они помятые. Ой, а тут лепесточек отпал. Ой, а эти совсем не пышные.

«Готовься бегать, - шепнула тихонько мне Татьяна, - к нам «флорист» пришёл».

Таким образом, мы ей перетаскали более 10 видов и ничего не подходило. Наконец, достаю веточку кустовой фиолетовой хризантемы. Она легонько тронула зелёный пенечек и подняла на меня глаза, полные возмущения:

- Это что вообще такое? Что за беспредел? Вы зачем цветок испортили!? У меня племянница в цветочном, я всё знаю! Этого не должно быть!

- Но это, чтобы куст…

- У меня племянница! Ужасный магазин! – она закатила глаза, развернулась и лихо выскочила за дверь.

Женщина - «флорист» была уже последним посетителем. Перед уходом выключаем кондиционер. Пишем отчёт, считаем кассу и вносим все необходимые данные в электронную систему учета. Кстати, на знание её флористы так же стают экзамен. Пока Татьяна считала, я протерла пол, потрогала землю у комнатных растений и проверила воду в вазах. Теперь со спокойной душой можно передавать смену.

О флористах и флористике в цитатах от Татьяны Чаужиной

  • «Когда видишь комнатные цветы в масмаркетах, хочется плакать. За ними там никто не смотрит. Они больные, все в паразитах. Мы столько времени тратим на уход за ними, а люди берут всё равно там, не смотря на то, что они убитые и долго вряд ли простоят».
  • «Если у тебя маленькие ладони и недлинные пальцы, то очень сложно крутить большие букеты. Также руки должны быть накачены, чтобы цветы поднимать в процессе сбора.  Мне приходилась делать букет, в котором было около 40 веток хризантем. Я смогла обхватить только половину».
  • «Мне  не дарят цветы. Люди не думают, что мне будет приятно, и говорят: «Ты же весь день в цветах, зачем тебе ещё, надоели уже, поди». А я всей душой их люблю! То, что я флорист, это никак не меняет моего отношения к цветам. Просто я знаю им цену и знаю, что делать, чтобы они меня подольше порадовали».
  • «Флористика – это дело, где надо подстроиться под цветок и под клиента.»
  • «Вкусные букеты уже не кажутся такими вкусными. В последнее время стало можно делать такие подарки, особенно мужчинам, например на 23 февраля. В преддверии праздника мы делали их очень много. Из зеленого лука, разных копченостей, сыра, рыбы и бутылочек с алкоголем.  К вечеру от этого запаха начинало уже тошнить. Даже сладкие букеты из конфет и зефира через несколько часов кажутся жутко приторными».
  • «Самые ходовые цветы – розы, хризантемы, герберы и тюльпаны на 8 марта. Всё. Экзотику у нас не понимают. Например, стрелиция – довольно дорогой цветок. У неё длинный толстый стебель, а лепестки похожи на птичку. Клиенты её палкой называют. Вот только эта «палка» очень неприхотлива и будет радовать больше месяца».
  •  «Флорист много отдаёт себя в плане творчества. Сложно бывает находить что-то новое. Тебя просят сделать конфетку, а ты истощён. Те, кто уже долго во флористике, вывозят на опыте. Они не чувствуют, собирают на автомате по шаблону. Молодым же непросто иногда и что-то старое накидать, не то чтобы придумать другое. Порой кажется, что цветы высасывают из тебя все соки, мало им воды в вазе».

Когда праздник для тебя не праздник

«1 сентября, день учителя, день матери, новый год, передышка, 14 февраля, 8 марта и снова передышка. Вот примерно таким циклом живут флористы. На праздники вывозишь только на втором дыхании, по-другому никак. Приходит очень много цветка, а зачастую ставить его некуда. Также привозят игрушки, корзинки. Магазин заполняется под завязку. Дня за три до праздника сбивается график и приходится крутить букеты с 6 утра и до 12 ночи, чтобы всё успеть. Особенно перед 14 февраля и 8 марта. Заказы приходят на эти дни за полгода. Кстати, последнее время на День всех влюблённых охотнее всего берут комнатные цветы, а не срез».

«За неделю до нового года работали без продыху. Ленты летели километрами, а праздничная бумага уходила тоннами.  Ты не работаешь с цветком, а только с упаковкой. Ты понимаешь, что там цветочку плохо, но народ толпится и приходится отдавать предпочтение клиентам. Мы не успевали. Но это было приятно, что чужие люди доверяют тебе упаковать подарок для их любимых»

Светлана Молоканова

 
Новости партнеров
Фоторепортаж