Чем удивит и запомнится «Лоскутная пятница» в Барнауле

13:00, 13 июля 2018г, Культура 1589


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Андрей КАСПРИШИН

В краевом Художественном музее открылась новая выставка клуба «Лоскутная пятница». Его участницы вдохновились наследием прошлых тысячелетий и воспроизвели на своих текстильных полотнах причудливые образы и сюжеты древних ковров и наскальных рисунков.

В основу первого масштабного проекта клуба легла пазырыкская культура на территории Алтая. Выбор темы удивил даже куратора выставки и давнюю поклонницу лоскутного шитья – заместителя директора музея по научной работе Наталью Царёву.

– Когда этот проект был только задуман, мне он показался очень сложным, я подумала, что это практически невозможно исполнить, – призналась она. – Ну как перевести в текстиль то, что было когда-то создано первобытными художниками или мастерами пазырыкской культуры? Но сегодня, когда эти вещи уже созданы, мы понимаем, что наряду с произведениями живописи или графики они могут украсить и музейные залы, и любые офисные помещения, настолько это актуально и креативно. Благодаря губернаторскому гранту эти работы уже видели жители нескольких районов края, и везде выставка была встречена с восторгом, о чем свидетельствует книга отзывов.

Руководительница клуба «Лоскутная пятница» при краевом Доме народного творчества и автор проекта Наталья Белякова говорит, что и мастерицы сперва встретили ее идею с сомнением. Тогда Наталья Михайловна направила их в краевую библиотеку собирать материал. Они и собрали – по признанию руководительницы, хватило бы на диссертацию. Но главное, у первопроходцев загорелись глаза и проект начал обретать художественные очертания. К нынешней выставке было готово 14 отдельных авторских работ в различных лоскутных техниках и один гобелен, на подходе еще два панно.

Вообще-то, для нашего объединения лоскутниц это не первая большая совместная работа: с 2014 года они помимо участия в крупных межрегиональных и международных тематических выставках создавали свои клубные проекты «Русский узор», «Песни Победы» и «Окна Барнаула».

– Просто раньше наши мастерицы делали одну общую работу, отшивая свои отдельные фрагменты и собирая их потом в единое полотно, теперь каждая создала свое полноценное произведение, которое можно выставлять отдельно, – говорит Наталья Белякова. – Кстати, если вы обратили внимание, рядом с каждой работой у нас представлены фотографии тех артефактов, по сюжету которых создавались панно. Думаю, это тоже будет любопытно зрителям.

Действительно, какими бы странными ни казались воплощенные мастерицами «антропоморфные чудовища» с улыбающимися мужскими лицами, оленьими рогами, пятнистым кошачьим туловищем и пышными крыльями, у них непременно был прототип на каком-нибудь древнем ковре из пазырыкских курганов. С тех же ковров на бордовое лоскутное панно Ольги Набатовой шагнула степенная лошадка с хвостом, украшенным бантом. Когтистые орлиные грифоны – это уже войлочный декор скифских седел (и работы Наталии Кузнецовой и Галины Илясовой). А козлики и волки Ольги Линкер «прибежали» из наскальной живописи.

– Мы работали как одержимые! – участница клуба «Лоскутная пятница» Светлана Булатова рассказала нам о создании своего оленя с цветочным орнаментом и примесью люрекса. – Тема общая, но каждый выбирал свой сюжет, и мне понравился этот олень. Как раз материал нашелся – кофта! (Хохочет.) Знаете, я ее только распорола и вырезала этого оленя – и он получился таким одухотворенным и живым! Зрители говорят, в нем чувствуется энергия. А я думаю, главная движущая сила – любовь к окружающему миру, к людям, даже к нашему краю. Если бы не это, были бы просто ремесло и какие-то копии из Интернета, от которых я уже давно ушла, потому что поняла: сложный путь авторского пэчворка – как раз самое интересное.

«Что бы ни планировал художник, ткани выстраивают собственную линию», – Светлана Булатова знает, о чем говорит, ведь шьет она 68 лет из своих 78 и с лоскутной техникой познакомилась еще в детстве. Правда, серьезно заниматься декоративным искусством начала уже в 2000 году. А в 2011-м устроила совместную выставку с дочерью – художницей Еленой Булатовой, стоявшей у истоков художественного промысла «Турина гора», а ныне живущей в Германии. В последнее время мастерица воплощает графические работы дочери в текстильных техниках. А еще, как и другие участницы клуба, проводит множество мастер-классов – в коррекционном классе, библиотеке, воскресной школе, детском доме.

В рамках выставки 21 июля она научит всех желающих делать декоративные салфетки в технике клеевой аппликации. 4 августа Ольга Линкер познакомит с прорезной аппликацией. А в день открытия экспозиции состоялся мастер-класс Марины Черновой.

– Тема простая: саше в форме матрешки. Его можно положить в сумочку, а можно в шкаф с бельем, внутри будут травы. Саше украшаем маленькой пуговкой и тесемкой. Можно сказать, что это было занятие для начинающих, чтобы любой человек мог очень быстро сделать и унести с собой готовую вещь, – объясняет Марина Чернова.

Выставка работает до 4 августа.

Фоторепортаж