Чёрно-белые краски войны

13:21, 07 мая 2017г, Культура 4217


1
1

В Художественном музее открылась выставка уникальной и печатной графики под названием «Мы за ценой не постоим». В экспозиции собраны работы знаменитых и малоизвестных ленинградских художников разных поколений, объединенные темой блокады.

Концепцию выставки и принцип отбора работ нам объяснила куратор, старший научный сотрудник Наталья Гончарова: когда музейщикам нужно было придумать выставку к годовщине Победы, они заранее назвали ее «Мы за ценой не постоим». Вскоре стало понятно, что показывать большую военную живопись в нынешних условиях (то есть в небольших временных залах) бессмысленно: у зрителей даже не будет возможности отступить назад, чтобы окинуть взглядом крупное полотно. И тогда искусствоведы решили напомнить зрителям о замечательной графике из своих запасников, а попутно родилось второе название экспозиции: «Черно-белые краски войны».

– Это война глазами ленинградских художников, которые, прямо скажем, составляют золотой фонд нашей графики, – подчеркивает Наталья Гончарова. – В экспозиции есть и офорты, и литографии, и карандашный рисунок. А поскольку графика всегда хорошо смотрится со скульптурой, мы дополнили ее бронзовым «Портретом дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя П.А. Покрышева» работы маститого советского скульптора Николая Томского.

В последний раз эти листы барнаульские зрители могли видеть еще в старом здании на большой выставке «Ради жизни на Земле». Теперь это всего один небольшой зал, в котором представлено 12 монохромных работ. Но назвать эту выставку уютным словом «камерная» не получится: не позволяет масштаб запечатленного. Слишком велика трагедия огромного прекрасного города и его героических жителей, и слишком свежи были воспоминания художников, когда они брались за целые «блокадные» серии.

Экспозиция разбивается на две части, и в первой центральное место занимают четыре офорта Юрия Непринцева – титулованного автора из поколения, заставшего войну, профессора, академика, народного художника и лауреата Сталинской премии I степени.

– У него была серия из двух десятков офортов под названием «Рассказы о Ленинграде», и большинство представленных здесь работ относятся как раз к ней, – говорит Наталья Гончарова. – Они все достоверные и правдивые, потому что непосредственно связаны с его биографией. Началась война, художник ушел на фронт, стал командиром взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. Его жена – она была искусствоведом – осталась в городе и во время блокады берегла сокровища музеев Петергофа, а это тоже была героическая работа. Художник и его сослуживцы имели возможность периодически навещать свои семьи. И один его друг однажды рассказал ему, как вернулся в свою квартиру, увидел истощенного сына и не сразу заметил жену – она лежала мертвая уже не первый день. «Рассказ его был короток и страшен», – вспоминал потом художник. И эта сцена воплотилась в центральной работе в этой части экспозиции – «Январь 1942».

По воспоминаниям и военным зарисовкам позже были созданы и другие офорты: вот «Май 1942», изможденные люди с провалами на месте глаз, укутанные всем, чем только можно, вышли погреться на весеннем солнышке. Или похожий на кинокадр «Ноябрь 1941»: солдаты выходят из трамвая и идут в сторону линии фронта, а один оглядывается на девушку-вагоновожатую, которая смотрит им вслед.

Особое место занимает дымчатый карандашный рисунок графика и живописца Арама Ванециана «Танки замерзли», в котором не сразу можно распознать жутковатый сюжет. Искусствоведы рассказывают, что художник участвовал в командировках на фронт и делал документальные зарисовки. Пронзительным документом можно считать и знаменитую литографию народного художника и академика Алексея Пахомова «На Неву за водой» (оттиск, хранящийся в собрании нашего музея, от руки тронут неяркой акварелью). И к этому же поколению мастеров относится родившийся в 1903 году Борис Ермолаев, автор удивительно мягких лиричных пейзажей. И эта мягкость проявилась в его автолитографии 1946 года «Ленинград в блокаде. Невский проспект», на которой запечатлен по-прежнему величественный и несломленный город.

А на стене напротив – работы художников, заставших войну детьми. Триптих «Память Ленинграда» создан Анатолием Смирновым в 1975 году, а цикл Виталия Тамбовцева на темы произведений Ольги Берггольц – в 1976-м. «Это совершенно другие работы, – говорит Наталья Гончарова. – Сюрреалистически искаженная архитектура, израненные статуи, белый как цвет трагедии и одиночества. В отличие от предыдущего поколения авторов художники, обращающиеся к теме войны в 70-е годы, прибегают к аллегориям и иносказаниям».

Выставка будет работать до 28 мая.

Фоторепортаж