Четвертая неделя Великого поста: Преподобного Иоанна Лествичника

08:24, 20 марта 2017г, Общество 2455


1
1

Началась четвертая неделя Великого поста. Она названа именем Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник – богослов. Его труд – это пройденный им самим путь, воплотившийся в размышлениях о нравственном самосовершенствовании человека. Их глубина и простота поражают, потому что за ними стоит живой человек. Его рекомендации и сегодня служат наставлением.  

«Почему приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой какой святой? - писал в начале 20 века священномученик Серафим (Чичагов). Для того, чтобы в течение поста и наших молитвенных подвигов мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства… и не забыли о необходимости каждому христианину изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом и чтобы нас понудить через это к самоисправлению».

«Лествица» остается одной из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Она о том, как человек преодолевает соблазны и пороки, о том, как движется к духовному совершенству. Написана она языком простым, «но чистым и живым — в немногих словах выражает многое».

Так писал о книге в 17 веке святитель Димитрий Ростовский. Ею  вдохновлялись святые отцы, подвижники Афона и Оптины, священномученики и преподобные 20 века — называли ее книгой настольной и обязательной к прочтению».

Предлагаем несколько записей из книги «Лествица»:

«…Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего».

«Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и, когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в красивую одежду, побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда встанет шипом кверху»

«…Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаем берем, и взаем даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их».

«Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».

«Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: «прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд».

«Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».

«Когда конь бежит один, ему кажется, что он скоро бегает: но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность».

«Не хвались много, о человек, богатством, которое ты без труда получил; но знай, что Раздаятель даров, предвидев великое твое повреждение, немощь и погибель твою, восхотел хотя как-либо спасти тебя превосходными оными дарованиями, незаслуженными тобою».

«Все, что с нами случается, видимое или невидимое, можно принимать трояко: как должно, пристрастно и средним образом. Я видел трех братьев, потерпевших тщету: один из них негодовал, другой пребыл без печали, а третий принял это с великою радостию».

«Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому что, получивши просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение».

Из открытых интернет-источников подготовила Людмила Извекова

Фото: pixabay.com

 
Новости партнеров
Фоторепортаж