Чубыкины: Нет смысла жизни без детей

08:00, 27 февраля 2017г, Общество 2081


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Звонкую и запоминающуюся фамилию свою Чубыкины из поселка Новороссийского Рубцовского района сохраняют из поколения в поколение самым верным способом – многодетностью. Чтобы не прервался род, нужно, чтобы в семье росло побольше ребятишек, девочек и мальчиков. В этом уверены представители семьи.

«Фермер» – в скобках

В идеале не трое, как сейчас, а четверо, пятеро и больше деток дают основания родителям называться многодетными. Только такая демография позволит России в обозримом будущем забыть про социальный термин «стареющая нация».

По мнению нашего собеседника, многодетным по-настоящему можно называть только одного представителя фамилии Чубыкиных – основателя рода на Алтае, Даниила Алексеевича, который пришел сюда с обозом еще в Гражданскую. Правда, выжили только двое их с женой Верой деток.

От него идут один за одним три Анатолия Чубыкина. У первого, Анатолия Данииловича, – трое: Людмила, Андрей и Анатолий. У второго – Татьяна, Ольга и Анатолий. У третьего – Иван, Даниил и Максим. Анатолия пока нет. Пока, потому что молод он еще, Чубыкин, сын основателя КФХ «Агророс» Чубыкина, его правая рука и тоже многодетный с точки зрения официальной демографии отец.

Анатолий Анатольевич – старший, не запутайтесь – выпускник АСХИ. С воинской специальностью радиотелеграфиста в начале 80-х ушел в армию двухгодичником – «пиджаком», как называли тогда лейтенантов, окончивших гражданские вузы. Служил на Дальнем Востоке в дальней авиации, где многие его ровесники-сослуживцы делали хорошую офицерскую карьеру.

 А его домой тянуло, к земле. Благо было вдоволь ее у колхоза «Россия», правопреемником которого стал «Агророс», – 17 с лишком тысяч гектаров. Фермерствовать начал в 1992 году, как и многие известные сейчас в крае главы КФХ. Правда, считает неправильным, когда его называют фермером. В доводах сибиряка есть неоспоримая логика: «Фермер – человек, который живет на ферме. А мы – крестьяне, исконное наше название. Говорю как понимаю. Так и аббревиатура читается, КФХ – «крестьянское», а «фермерское» – в скобках».

У дочерей-отличниц своя дорога. Старшая окончила иняз, младшая – без пяти минут педагог, скоро защитит диплом педагогического факультета Томского университета. Как-то отец решил с ней поговорить о невысокой, мягко говоря, зарплате педагогов, но только расстроил будущую учительницу. Больше Анатолий Анатольевич не делал попыток рулить выбором своих детей.

За отцом в крестьяне-фермеры пошел его сын, Анатолий-младший. С дипломом АлтГТУ он вернулся в Новороссийский, поставил пекарню при многопрофильном «Агроросе», работал год, но уехал назад, в Барнаул, где познакомился с будущей женой Настей. Случилось это в путешествии по Хакасии, куда в компании друзей отправились увлеченные путешествиями молодые люди. Сосны, горы, песни у костра и общая болезнь – туризм сделали свое дело. Вскоре во время похода на Аю Анатолий сделал Насте предложение – романтично, на берегу почти сказочного озера.

Иван, Даниил, Максим

Родив в Барнауле своего первенца, молодые Чубыкины принимают решение перебраться из краевой столицы в отчий поселок Новороссийский. Объяснение такого поступка – «деревня манила» – звучит логично для потомственного крестьянина Анатолия, но никак не для Насти, как-то очень скоро и органично вписавшейся в сельскую жизнь.

– Ванечка в одночасье перевернул наше мировоззрение. Сменить шум и суету города на покой и свободу – это было наше обоюдное желание, полезное для детей прежде всего, – объясняет хозяйка дома. – Здесь у нас большой благоустроенный дом, мы не боимся отпускать детей во двор, на улицу, школа недалеко. Муж – заместитель нашего дедушки Анатолия Анатольевича, главы хозяйства. Это правильно, когда сын работает рядом с отцом. Нам хорошо здесь. А туризм мы не бросили, только теперь он у нас семейный. В страду, конечно, не вырвешься, но удается путешествовать после посевной или уборочной, например. Сыновья уже ждут не дождутся тепла, чтобы взять палатки и махнуть в Горную Колывань.

– Настя, ваш свекор говорит, что трое детей – это мало...

– Я понимаю, о чем он. Дедушке с бабушкой, конечно, хочется внучку – у нас ведь одни парни. На этот вопрос пока отвечать не буду. Он открыт...

В этом году семье Анатолия и Анастасии Чубыкиных исполняется 10 лет. Настя недавно вышла из декретного отпуска по уходу за своим младшим,  Максимом, преподает сейчас английский язык в поселковой школе, а дома занимается иностранным со старшими сыновьями, Иваном и Даниилом.

В доме из детей мы застали только самого младшего Чубыкина, Максима, возившегося с морской свинкой Бенькой, по словам малыша, очень грызучим зверем… А когда пришла пора сделать портрет семейства в интерьере сельского дома, он, перебегая от деда к отцу, долго не мог решить, на чьих же коленках будет смотреться лучше.

В поселке усадьбу Чубыкиных можно отыскать по заметному ориентиру – аэросаням во дворе. Анатолий сделал их сам, помогали сыновья – Иван, которому девять, и семилетний Даниил. А в гараже-ангаре дожидается сезона параплан, на котором глава семьи летает пока один. Мальчишки еще малы, а Настя высоты боится. Против полетов мужа не возражает, потому что на все сто уверена: у мужчины должна быть высокая мечта, чтобы пустоту в душе не заполнило низкое.

Бабушку Валентину Чубыкину нам пришлось догонять… по лыжне. Валентина Сергеевна и ее старшие внуки в этот день покоряли свежие сугробы, щедро насыпанные зимушкой напоследок. «Вы устроили на нас фотоохоту?» – живо отреагировали Ваня и Даня на камеру фотокора Евгения Налимова. И тут же вызвались показать ему чудо деревенское по ту сторону высоких снежных барханов – дом, заметенный выше крыши – одна труба торчит!

О вере и заблуждениях

Дом этот скорее исключение. Поселок не в пример многим другим от снега очищен. Дорожка к местному храму вообще в идеальном состоянии, несмотря на то что день сегодня не «особый». Батюшка, иерей Анатолий Никитин из Рубцовска, служит не ежедневно. Приезжает в праздники, когда нужно крестить пришедшего в мир или, наоборот, отпевать ушедшего. Сегодня не только в новороссийской православной общине – в десяти сельских приходах по округе нет своих священников.

На дверях закрытой после обеда церкви – трогательное объявление. «Ежедневно с 10 до 14 чтение акафиста Пресвятой Богородице силами прихожан. О службах и молебнах будет дополнительно объявлено». Подпись – Валентина Сергеевна, сотовый указан. Валентина Чубыкина – староста прихода.

Новый храм во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» освятил два года назад митрополит Сергий. Большую часть средств на строительство пожертвовал Чубыкин-старший, но при этом он отговаривается: «Учтите, не я построил, а люди, каждый из которых внес кто сколько мог». Местные бабушки выкраивали средства со своих скромных пенсий. Строительная бригада Артака Закояна из Поспелихи оформила декоративной плиткой прилегающую территорию. Руководитель Волчихинского лесхоза Петр Кляен помог со стройматериалами, а бревно 22 диаметра везли аж из Красноярска.

Сколько сегодня стоит построить храм и чья лепта важнее – для Чубыкиных эти вопросы остаются за скобками, как и слово «фермерское» в аббревиатуре КФХ.

– Не знаю, да и какая разница? Никогда не вел такой бухгалтерии, потому что не это главное, – после недолгого раздумья ответил Чубыкин-старший. – Года три назад, когда мы только собирались строить, я поделился своими планами со священником. Он спросил: «А дальше-то что?» Я никогда прежде не думал об этом. Поставить храм – это всего лишь предыстория. Надо, чтобы он живой был, чтобы люди туда ходили и дорожки чистились в самые сильные снегопады. В иных местах церковь красивая, дорогущая и село большое, а людей нет.

– Может, потому, что вера большинства из нас не привязана к атрибутике? Есть ведь и альтернативная ее парадигма. Многие считают, что для разговора с Богом человеку не нужны посредники...

– Заблуждений много, конечно, – корректно свернул разгорающийся теологический спор Чубыкин-старший.

Делать хорошие дела еще не значит быть верующим. Но у каждого, как правило, человека есть опыт, который ведет его к вере. Ситуации, из которых он не должен был выбраться, но выбрался, потому что кому-то там, наверху, это было нужно. Родовая преемственность и вера, уверен Анатолий Анатольевич, это то, к чему человек должен быть приучен с детства. Его бабушка 1906 года рождения была младшей из 13 детей семьи. Каждый ее день начинался с молитвы. А воскресным утром все от мала до велика шли в церковь. Это был единственный день, когда ребят отпускали побегать, покататься на каруселях. «Полатрыжничать» – слово, которое находит Чубыкин, неудобоваримое, но точное, на обиходном языке сельской царской России означавшее буквально «гулять, праздно шататься». Все остальное время работали все, включая детей. Считалось, что, если не приучить маленького, взрослый уже не научится. Как же правы были наши предки, не знавшие ювенальной юстиции и прочих «демократических» перегибов вроде вреда трудового воспитания для детей! Чтобы эта новая западная мода не вытеснила наших исконных традиций, вероятно, стоит прислушаться к словам Анастасии Чубыкиной.

– Нет смысла жизни без детей. Бывает, конечно, что бездетность объективна, из-за болезни, например. Но люди, избегающие родительства осознанно, ради очередной шубы или сохранения фигуры, просто не знают, от чего отказываются. Рожайте! Есть те, кто упустил свой шанс родить и потом жалел об этом, но я не знаю никого, кто сожалел бы, что стал родителем, – говорит мама, многодетная с точки зрения официальной демографии, но не своего обожающего внуков свекра.

Фоторепортаж