В Алтайском крае ребята из детских домов могут найти взрослых наставников

08:33, 09 ноября 2021г, Общество 1392


В Алтайском крае ребята из детских домов могут найти взрослых наставников Фото №1
В Алтайском крае ребята из детских домов могут найти взрослых наставников Фото №2
В Алтайском крае ребята из детских домов могут найти взрослых наставников Миниатюра №3
В Алтайском крае ребята из детских домов могут найти взрослых наставников Миниатюра №3

В Алтайском крае запущен проект «Наставничество» межрегиональной НКО «Старшие братья. Старшие сёстры». Это возможность для ребят из детских домов найти взрослых друзей, которые помогут сделать первые самостоятельные шаги.

Осознанные действия

«Зачем тебе это нужно?» – на этот вопрос Екатерине Буниной, участнице проекта, приходилось отвечать много раз – близким, друзьям, психологу НКО.

– Я долго думала, почему решилась быть в роли наставника. Не могу до конца ответить себе на этот вопрос, понимаю, что иначе никак, – делится Екатерина.

Ее подопечная – 11-летняя Настя. Уже после первой встречи их отношения начали складываться. Девочка стала доверять наставнице и делиться историями из своей жизни.

– Сначала мы общались в стенах детского дома. За нами наблюдал психолог. А потом стали выходить гулять. Даже устроили осеннюю фотосессию, – рассказывает Екатерина.

Она добавляет, что ребенок позитивный и старается держать улыбку, несмотря на все жизненные трудности.

– Об этом нам говорил психолог на тренинге. Подобное поведение стало частью ее жизни. Настя скрывает свои эмоции. Важно не только научить не держать их в себе, но и стать для нее другом, – рассказала наставница. – Хотя на занятиях готовили к худшему, например к тому, что ребенок не будет разговаривать с вами или не станет интересоваться ничем, что предложите.

Другая работа

Программа существует в России более 18 лет. Идею в Алтайский край год назад привезла Татьяна Ходус, жительница Барнаула.

– У меня четверо детей и двое из них приемные. Я заметила, что с раннего детства у таких ребят страдает психика. Они переживают сильный стресс и остаются без фактической поддержки, – делится Татьяна. – Мне захотелось помочь детям в подобных учреждениях, и я начала искать варианты. Так вышла на проект «Наставничество».

Когда она узнала подробности программы, поняла, что это будет работать, ведь в жизни каждого человека в разных сферах был наставник – человек, который вовремя поддержал.

– Базовые потребности в еде, одежде, сне детский дом, конечно, старается закрывать. Потребность же в близком человеке, безопасности, принятии в таких учреждениях остается открытой. Дети могут привязаться к сотрудникам, но, когда они уйдут, получить очередное подтверждение своим мыслям: «Я никому не нужен, доверять никому нельзя», – считает Татьяна.

По ее словам, этот проект – реальный способ помочь детям, оставшимся без родителей. Нужно всего лишь время волонтера, опыт, знания, терпение и способность уважать.

– Наставник для ребенка, оставшегося без родителей, – это старший друг. Человек, который встречается с подопечным каждую неделю и несколько часов общается, гуляет, играет, занимается чем-то интересным, – отмечает куратор проекта. – Также наша НКО проводит для ребят разные обучающие мероприятия. Мы их учим готовить и ухаживать за собой, рассказываем о профессиях. Все это в совокупности помогает ребенку найти себя в будущем.

Поддержка волонтёров

В проекте работают куратор и психолог. Они ежедневно поддерживают наставников и подростков, помогают им выстроить доверительные отношения и справиться с трудностями в общении.

Волонтером-наставником может стать человек, достигший 18-летнего возраста и желающий помогать детям. Достаточно оставить заявку на сайте, собрать необходимые документы: справки об отсутствии судимости, противопоказаний в работе с детьми, а также об отсутствии инфекционных заболеваний, пройти интервью, психологическое тестирование и два дня ознакомительного тренинга.

– Идеальных безоблачных отношений не бывает. Волонтерам будут помогать. Так, с каждой парой регулярно общается куратор-психолог. Всякий раз, когда понадобится совет или поддержка, куратор обязательно поможет. Некоторые пары дружат по нескольку лет, и все это время каждую пару курирует специалист, – добавляет Татьяна.

Без сомнений

Все будущие волонтеры сомневаются, смогут ли они помочь ребенку. Но у всех это получается.

– Если человек принял решение, собрал документы, прошел тренинг – это уже победа. Далеко не все желающие доходят до этого этапа, – рассказывает Анна Клёнова, психолог проекта.

Это связано прежде всего с тем, что люди не готовы в анкетировании делиться личной информацией. Еще одна причина: в сутках 24 часа, а дел у наставника и без того много. А бывает, что во время тренинга волонтер проявляет себя некорректно и местами агрессивно.

Сейчас обучение прошли 15 наставников, еще 15 обучаются на базе педагогического колледжа.

– У нас сформировалось шесть пар. Есть в листе ожидания как дети, так и взрослые. Они подбираются не математическим путем. Каждому ребенку выбирают наставника, учитывая, психологический аспект, темперамент,  жизненный опыт и интересы, – говорит Татьяна.

Положительная роль наставника в жизни ребенка уже доказана на конкретных примерах. Так, одна подопечная программы, девушка-подросток, была вспыльчивая и эмоциональная. До встречи с наставницей нередко провоцировала драки в детском доме и уж точно могла постоять за себя.

– С ее наставницей они часто обсуждали различные способы решения конфликтов, разбирались, почему драться с одноклассниками – не очень хорошая идея. Наставник стал для девочки настоящей ролевой моделью: она осознанно начала перенимать способы общения и решения сложных вопросов от своей «старшей». Со временем девушка перестала драться и научилась спокойно решать даже сложные вопросы, – рассказывает куратор проекта.

Ставят в тупик

Много хороших историй, доказывающих пользу наставничества. С маленьких шагов начинаются большие победы. Героиня нашей истории Екатерина считает, что ждать от ребенка сформулированного ответа на вопрос: «Чего ты ждешь от наших отношений?» – глупо. Поэтому они идут от одного простого вопроса к другому: «В кино или в парк? Какао или чай?»

– Некоторых детей даже это ставит в тупик. Не во всех домах детям в принципе дают возможность выбора, а это, вообще-то, важный и не самый простой навык, – говорит Екатерина.

Женщина считает, что эта история не про нее, а про «младшую». Она тут главная. Зачем это нужно ей и что надо сделать, чтобы от этих отношений был прок.

Фоторепортаж