Депутат Борис Трофимов рассказал, как решается проблема с безнадзорными животными

19:29, 18 марта 2021г, Трибуна депутата 2359


Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению, член фракции «Единая Россия» Борис Трофимов рассказал «АП» о работе в 2020-м – начале 2021 года.

– В мае 2019 года в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли понятие муниципального округа. Залесовский район первым выступил с инициативой создания округа на своей территории. Борис Александрович, на каком этапе сейчас его создание?

– В 2020 году мы начали формирование необходимой нормативно-правовой базы, заложили правовые основы для эффективной работы нового вида муниципального образования. Краевым законом закреплены варианты наименования представительного органа, главы и администрации нового муниципального образования. Внесены изменения в бюджетное законодательство. Главным источником формирования бюджета муниципалитетов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Сейчас в городском округе остается 20% от суммы собранного НДФЛ, в муниципальных районах – 60%. Налоги, поступившие по упрощенной системе налогообложения (УСН), делятся поровну между краевым и местным бюджетами. Для стимулирования развития муниципальных округов в их бюджетах будет оставаться 
60% НДФЛ и 75% УСН.

Муниципальный округ предполагает введение одноуровневой системы местного самоуправления. На уровне округа будут сосредоточены все полномочия, все средства будут аккумулированы в единый окружной бюджет, будет один уровень власти, ответственный за решение всех вопросов жизнеобеспечения. При этом жители не пострадают: там, где были администрации сельсоветов, появятся территориальные подразделения администрации округа. Единый бюджет округа даст возможность чаще участвовать в краевых и федеральных программах, привлекать дополнительные средства даже для небольших сельских населенных пунктов.

В феврале 2021 году на сессии в первом чтении был принят закон об объединении всех девяти сельсоветов Залесовского района в единый муниципальный округ. Это первый район в крае, принявший решение о переходе на новую систему управления, еще несколько муниципалитетов раздумывают. Данный закон станет модельным для других муниципальных образований.

Одобренный нами краевой закон устанавливает сам факт преобразования района в округ, определяет порядок избрания, численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва Залесовского муниципального округа, порядок избрания, полномочия и их срок для первого главы округа. Предстоит решить еще целый ряд важных вопросов: будут избраны новые органы местного самоуправления округа, принят устав, сформирован бюджет. Работа будет продолжаться в течение года, чтобы с 1 января 2022 года это муниципальное образование работало в новом статусе.

– Как сейчас решается проблема с безнадзорными животными?

– Проблема безнадзорных животных не решена не только в Алтайском крае, она актуальна почти для всех субъектов РФ. Одной из основных проблем является отсутствие приютов для животных, так как согласно федеральному закону отловленные животные без владельцев должны содержаться исключительно в приютах, соответствующих установленным требованиям. Эвтаназия возможна только в одном случае – неизлечимая болезнь животного, доставляющая ему непереносимые физические страдания.

У нас в крае специальным законом полномочиями по обращению с животными без владельцев наделены органы местного самоуправления городов и районов. Однако на территории большинства муниципалитетов приютов для животных, готовых выполнять необходимые мероприятия, нет.

На уровне Правительства РФ в настоящее время рассматривается вопрос о развитии в стране сети приютов для животных, решается вопрос о предоставлении регионам субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства приютов для животных.

Агентство стратегических инициатив представило два проекта типовых приютов. Один включает центр стерилизации с ветклиникой, карантинной зоной, вольерами и самим приютом. Второй представляет центр гуманного обращения с животными, целью которого является поиск нового дома для кошек и собак. Для строительства таких объектов в регионах необходима поддержка федерального центра. Мы ждем итоговых решений, которые будут приняты на федеральном уровне.

– Борис Александрович, расскажите об итогах работы по Проекту поддержки местных инициатив. Как вы оцениваете его развитие?

– Программа показывает очень хорошие результаты, с каждым годом мы видим рост как с точки зрения населенных пунктов – участников, так и с точки зрения количества благополучателей. 

Всего на конкурс в 2021 году поступило 478 заявок от 59 муниципальных районов и трех городских округов. Победителями признаны 400 инициативных проектов, общая стоимость которых составит 412,3 млн рублей. Объем средств краевого бюджета на их реализацию в текущем году увеличен до 300 млн. Если говорить более конкретно, то распределение финансов выглядит так: средства краевого бюджета – 299,3 млн, местных бюджетов – 
66,6 млн, населения – 27,1 млн, юридических лиц – 19,3 млн рублей.

Наиболее востребованными проектами в 2021 году стали создание детских площадок, реконструкция дорог, возведение спортивных объектов и ремонт объектов культуры.

С 2021 года к участию в проекте допущены поселки городского типа районного значения (поссоветы), а административные центры муниципальных районов имеют право представить на конкурс два проекта. Это были пожелания самих муниципалитетов, и программа была скорректирована в их интересах. От поссоветов поступило пять заявок, а 14 муниципальных районов подали на конкурс по две заявки.

С 2017 по 2021 год по проекту в Алтайском крае будет реализовано 1205 проектов в 59 муниципальных районах и трех городских округах. Общая стоимость реализованных проектов составит 1135,8 млн, из них средства краевого бюджета – 790,6 млн рублей.

– И еще один вопрос. Зачем создаются контрольно-счетные органы в муниципальных образованиях?

– Дело в том, что бюджетные средства муниципальных образований весьма ограниченны, большинство местных бюджетов дотационные. Стоит задача максимально эффективного и целевого использования средств бюджетов муниципальных образований. Для осуществления финансового контроля во всех городских округах и муниципальных районах Алтайского края в настоящее время создаются контрольно-счетные органы. Комитет по местному самоуправлению уделяет этому особое внимание, оказывает методическую помощь в образовании таких структур. 

Нами проведена работа по внесению изменений в модельные уставы муниципалитетов, предусматривающих наличие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа (КСО), подготовлено примерное положение, направлены разъяснения о последовательности действий по их  формированию.

Общее количество городских округов и муниципальных районов, имеющих правовую основу для организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля, достигло 67. При этом в более 20 муниципалитетах пока еще не приняты кадровые решения, необходимые для начала осуществления деятельности КСО. Так что работа продолжается.

Беседовал Андрей СЕМЁНОВ.