Депутаты Алтайского Заксобрания подводят итоги работы

20:00, 28 июня 2021г, Трибуна депутата 2375



Фото Андрей КАСПРИШИН

На прошлой неделе депутаты Алтайского Заксобрания ушли на летние каникулы. В конце августа они проведут заключительную сессию седьмого созыва, а уже 19 сентября жители региона выберут новый состав краевого парламента. Пока депутаты в отпуске, «Алтайская правда» решила подготовить серию материалов по итогам пяти лет их работы. Наш первый гость – председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам Владимир Устинов.

Доходы и расходы

– Владимир Николаевич, для вашего комитета самым трудоемким традиционно является процесс подготовки и принятия бюджета края. 
С 2016 года доходная часть главного финансового документа неуклонно растет. Расскажите, как была организована работа в эти годы.

– Действительно, в этом вопросе мы наблюдаем заметный прогресс. Доходы консолидированного бюджета края за 2020 год составили 154,3 млрд рублей, или на 55% больше, чем было получено в 2016 году. Это результат тесного взаимодействия представительной и исполнительной власти по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства и значительная работа органов местного самоуправления и Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю по повышению собираемости налогов.

При этом собственные (налоговые и неналоговые доходы) выросли с 66,5 млрд до 80 млрд рублей, или на 20%. Цифры, конечно, серьезные, но реагировать на них следует сдержанно. Алтайский край – агропромышленный регион с огромным потенциалом. Нам надо двигаться дальше, наращивая темпы, необходимые, чтобы преодолеть отставание от других субъектов РФ.

Социальные обязательства

– Доля социальных расходов в Алтайском крае традиционно составляет три четверти от общего объема расходов регионального бюджета. Однако в 2020 году Минфин РФ оценил объем социальных расходов в пересчете на одного человека в нашем регионе как достаточно низкий. Отчего такие противоречивые показатели?

– Исторически так сложилось, что в Алтайском крае почти половина населения региона проживает в сельской местности. Естественно, эти территории требуют развития, обслуживания протяженной инфраструктуры. Мы ежегодно выполняем свои социальные обязательства. Задолженности по мерам социальной поддержки граждан тоже нет.

Удельный вес расходов на социальную политику в Алтайском крае выше, чем во всех субъектах СФО. При этом хочу отметить, что по показателю расходов на душу населения в 2020 году прирост составляет 23,6%. В целом же в прошлом году на социальные расходы было направлено 72% всех бюджетных затрат.

– В 2020 году Алтайский край вошел в десятку регионов по федеральным дотациям. Причем поддержка увеличивается из года в год. Почему нашему региону уделяется столько внимания?

– Все средства, которые получает Алтайский край, используются по назначению, поэтому к нам такое внимательное отношение. Субвенции из федерального бюджета поступают в край на исполнение переданных полномочий. А вот чтобы получить субсидии, надо постоянно работать с федеральными министерствами. И правительству края, и депутатам нужно быть готовыми обеспечить средствами участие края в государственных программах и мероприятиях.

Налоги и преференции

– В ходе седьмого созыва депутаты АКЗС приняли более восьмидесяти важных законопроектов, касающихся бюджета и налогов. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

– Бесспорно, ежегодно мы принимаем самый важный документ – закон Алтайского края о краевом бюджете. Ряд законопроектов касался поддержки предпринимательского сообщества. Так, на протяжении последних лет мы планомерно совершенствовали налоговое законодательство, в том числе одобрили проекты региональных законов о продлении до 2024 года налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и расширили возможности получения налогового патента.

В течение 2013–2020 годов на территории края патентной системой налогообложения воспользовались порядка 2,8 тысячи индивидуальных предпринимателей. Общая сумма налога, поступившая в консолидированный региональный бюджет, составила 102,9 млн рублей.

В результате принятых в 2020 году на федеральном и региональном уровнях мер по совершенствованию патентной системы, в том числе в рамках обеспечения «бесшовного» перехода плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на иные режимы налогообложения, данным налоговым режимом с начала текущего года воспользовались более 14 тысяч предпринимателей, которым выдано более 17 тысяч патентов. А на июньской сессии мы внесли очередные корректировки в закон о патентной системе, которые направлены на уточнение порядка исчисления патента для объектов розничной торговли с торговыми залами.

Вышли из тени

– В прошлом году депутаты приняли законопроект о введении на территории края специального налогового режима для самозанятых. Ставилась цель – вывести предпринимателей из тени. Оправдались ли ожидания?

– После отмены ЕНВД плательщиками нового специального налогового режима «налог на профессиональный доход» стали более 18 тысяч физических лиц. Новый формат получил такую широкую востребованность благодаря минимальной ставке налога и оптимизации формальной отчетности. Более того, благодаря его внедрению значительная часть предпринимателей, которые по каким-либо причинам ранее работали нелегально, получили возможность выйти из тени и значительно расширить рынок сбыта за счет взаимодействия, в том числе с юридическими лицами.

О льготах и сборах

– Несколько раз депутаты возвращались к рассмотрению вопроса о льготах резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Как работает закон?

– Документ предусматривает предоставление налоговых льгот резидентам ТОСЭР, закрепляет право на освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Льгота предоставляется на пять налоговых периодов и действует с 1-го числа следующего месяца после постановки резидента на учет. Кроме того, для резидентов установлена льготная ставка налога на прибыль, предназначенного для регионального бюджета, – 5%. Эта ставка также действует в течение пяти лет. Резиденты начали работать и уже показывают положительные результаты. Думаю, что скоро они заработают в полную силу.

– В 2017 году депутаты приняли региональный закон о курортном сборе, рассчитанном до конца 2022 года. Можно ли будет делать выводы об эффективности эксперимента в связи с пандемией?

– По этому закону тоже было много споров, его противники говорили, что мы отпугнем туристов и останемся ни с чем. Тем не менее уже в 2019 году в Фонд развития курортной инфраструктуры Алтайского края от уплаты курортного сбора поступило более 52 млн рублей. Собранные средства направляются на поддержку курорта – реконструкцию, благоустройство и ремонт объектов инфраструктуры. Раньше на это денег никогда не хватало. Отдыхающие увидели плоды проделанной работы и ответили в этом году стопроцентной заполняемостью курорта до конца лета. Думаю, что закон будет работать и в дальнейшем.

Важных документов в седьмом созыве было принято достаточно много. Мы стремились организовать работу так, чтобы иметь обратную связь с населением. Это не законы ради законов. Всем отраслям народного хозяйства региона была оказана значительная поддержка. Бюджет Алтайского края в последние годы был социально ориентированным, взвешенным. Он направлен на создание благоприятных условий во всех сферах жизнедеятельности. Уверен, что принятые седьмым созывом законотворческие акты в дальнейшем запустят процесс развития бизнеса, социальной сферы и экономики Алтайского края в целом.

Новости