Сергей Серов: Алтайский мед – это успешный региональный бренд

16:06, 27 апреля 2017г, Политика 1486


1
1

Алтайский край – аграрный край. Это почти аксиома. На предприятиях агропромышленного комплекса, в том числе в сфере переработки, занята значительная часть населения нашего региона. Именно поэтому так важно эффективное и оперативное регулирование правовых отношений в этой сфере.

Комитет по аграрной политике и природопользованию в Алтайском краевом Законодательном Собрании – один из самых многочисленных. В его состав входят депутаты, имеющие многолетний успешный личный опыт работы в сельском и лесном хозяйстве, в перерабатывающей отрасли, например, Сергей Бенслер, Николай Бушков, Александр Гуков и Вадим Смагин. Работу комитета уже третий созыв (начиная с 2008 г.) возглавляет заместитель председателя АКЗС, член фракции «Единая Россия» Сергей Серов. Он рассказал об основных результатах работы комитета в 2016 году.

– Сергей Николаевич, в сферу интересов вашего комитета входит масса вопросов, какие темы были в зоне особого внимания депутатов-«аграриев» в 2016 году?

– Значительное внимание в течение года комитетом уделено решению вопросов в области лесных отношений. Анализируя правоприменительную практику закона «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», мы увидели, что жители края столкнулись с проблемой. Объем деловой древесины в деляне на корню при ее отпуске гражданам для строительства или ремонта на неарендованных лесных участках составляет зачастую лишь третью часть или (в лучшем случае) половину. В итоге граждане получают всего от 30 до 50 процентов от заявленного количества деловой древесины. Остальное для строительства не пригодно. Для того чтобы решить эту проблему, наш комитет разработал и внес изменения в краевой закон: мы установили, что объем пригодной для строительства и ремонта древесины в лесных насаждениях, отведенных под заготовку, должен соответствовать объему, заявленному гражданином.

Вообще, тема использования природных, в том числе лесных, ресурсов является очень актуальной для Алтайского края. Депутаты комитета, как говорят, держат руку на пульсе. Конечно, из Барнаула всего не увидишь, поэтому, чтобы иметь четкое представление о реальном положении дел, мы провели несколько заседаний с выездом в районы. В результате и в Залесовском, и в Панкрушихинском, и в Баевском районах красной нитью проходит тема заготовки валежника. Сегодня он очень востребован жителями сельской местности, которые готовы заготавливать его на дрова фактически в неограниченных количествах, но действующий законодательный механизм предоставления сухостоя, валежника очень сложный и длительный.

По итогам данных заседаний мы разработали и депутаты АКЗС поддержали законодательную инициативу по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которой гражданам должны предоставить право бесплатно осуществлять заготовку валежника на основании разрешений на заготовку древесины. Большинство регионов России поддержали нашу инициативу, но, к сожалению, Госдума инициативу отклонила. Однако мы не оставляем эту тему, сейчас прорабатываем вопрос внесения соответствующих изменений через Совет Федерации Федерального собрания и через Минприроды России.

– Тема регулирования лесных отношений тесно связана с природоохраной. И все эти вопросы также курирует ваш комитет. Среди жителей края немало охотников-любителей. В минувшем году правила или нормы поведения для них корректировались?

– Да, действительно. Мы внесли изменения в региональный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», установили порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, которые ведут охоту в общедоступных охотничьих угодьях. Теперь разрешение на охоту оформляется не заранее, например, за несколько месяцев, как это было, а за несколько дней до начала непосредственной охоты. Помимо этого каждое разрешение действует на территории одного конкретного общедоступного охотугодья, а не на всех, которые есть в регионе. Дело в том, что на практике возникало затруднение: с одной стороны, лимиты и квоты на добычу копытных и медведя на территориях общедоступных охотугодий небольшие. С другой – добыча этих видов дичи пользуется повышенным спросом у охотников. В результате в целях удовлетворения потребности большего количества охотников одному физическому лицу при охоте в общедоступных угодьях края теперь (в предстоящем охотничьем сезоне) будет выдаваться только одно разрешение, отдельное на каждый вид копытных охотничьих животных и медведя. Убежден, такое распределение разрешений и установление определенных сроков приема заявлений позволят удовлетворить потребности большинства охотников края и упорядочить работу управления охотничьего хозяйства Минприроды Алтайского края. Кстати, образец подобного заявления можно найти на официальном сайте уполномоченного органа.

– Депутаты АКЗС не первый год будируют тему создания законодательной базы для деятельности мараловодов. Для решения этого вопроса необходимо одобрение федеральных законодателей. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе?

– Законодательное обеспечение развития сельскохозяйственного производства на территории региона составляет важнейшую часть работы комитета аграрной политики и природопользования. Что же касается мараловодства, то оно, как и пантовое оленеводство, является формами ведения сельского хозяйства. При этом каждому понятно, что марал – животное по сути своей дикое и нуждается в условиях, максимально приближенных к естественным. Вот это противоречие мы и пытаемся устранить.

В 2015 году Государственная дума отклонила законодательную инициативу по внесению изменений в статью 38 Лесного кодекса РФ, которые, с нашей точки зрения, необходимы для развития мараловодства. Несмотря на это, в 2016 году мы добились положительного результата. В настоящее время разработан проект приказа Минприроды России «Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства», в который внесены изменения, позволяющие осуществлять пантовое оленеводство на лесных землях, покрытых лесной растительностью.

– А какие еще темы остаются в повестке дня взаимодействия парламентариев края и депутатов Госдумы?

– Здесь в первую очередь хочу сказать о поддержке пчеловодов края и пчеловодства как отрасли. Алтайский мед – это не просто предмет нашей особой гордости. Это успешный региональный бренд, который не так давно и по праву стал одним из немногих общероссийских брендов.

Мы считаем, что тяжелый труд пчеловодов, который сопряжен со множеством рисков природного характера, нуждается в реальной поддержке. В связи с этим наш комитет не оставляет тему снижения налоговой ставки по НДС на пчелиный мед и медовую продукцию. Сейчас ее размер составляет 18 процентов, как и на кондитерские изделия. Мы же настаиваем на снижении до 10 процентов, как на другую сельскохозяйственную продукцию. Несмотря на то, что Государственная дума отклонила нашу законодательную инициативу, мы продолжаем прорабатывать возможность решения этого вопроса совместно с депутатами Госдумы от Алтайского края.

– Сергей Николаевич, было ли в работе комитета или в законах, над которыми вы с коллегами работали в 2016 году, что-то принципиально новое?

– Отличительной от предыдущих лет стала работа по формированию краевого бюджета на 2017 год в части сельского хозяйства. Это связано с новым механизмом распределения и консолидацией мер государственной поддержки. Наша задача была максимально привлечь средства федерального бюджета. Впервые при формировании краевого бюджета уже к 1 чтению заложили максимальный объем дефицита краевого бюджета на 2017 год. Тем самым предусмотрели затраты региона по статье «сельское хозяйство» на софинансирование федеральных программ, с тем чтобы сохранить направления государственной поддержки. По инициативе комитета и при поддержке депутатов фракции «Единая Россия» на два миллиона рублей увеличены расходы краевого бюджета на проведение мероприятий Года экологии и на восемь с половиной миллионов – на мероприятия по созданию схемы охотустройства.

– Каковы планы комитета в текущем году? Какие направления работы будут, по вашему мнению, приоритетными?

– 2017 год – Год экологии. И упор, конечно же, будем делать на вопросы сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Нам необходимо довести до логического завершения работу по разрешению осуществления гражданами любительского и спортивного рыболовства без ограничений по объемам добычи и орудиями добычи вылова. В небольших и мелководных озерах в зимний период погибает много рыбы. Единственный способ предотвратить это – интенсивный (до ледостава) вылов рыбы всеми разрешенными орудиями, в том числе и сетями. Согласно действующему законодательству любители могут их использовать только по именным разовым путевкам на водоемах, предоставленных для организации любительской и спортивной рыбалки. Мы инициировали внесение соответствующих изменений в Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. В настоящее время изменения находятся на согласовании в Минсельхозе России, и надеемся, что в ближайшее время будут приняты.

Беседовала Светлана Тарасова

 
Фоторепортаж