До глубины души

17:07, 24 ноября 2017г, Общество 2353


1
1

Когда-то Агния Барто сказала, как рада тому, что пишет именно детские стихи. Практически все дети в нашей стране выросли на стихах Барто. А вот младенцам адресованы колыбельные. Начиная от простого «баю-баюшки-баю» и заканчивая народными песнями.

В минувшие выходные впервые в Барнауле прошел необычный концерт. В Белом зале Государственного музея истории литературы и культуры Алтая выступила Наталия Фаустова – основатель и продюсер проекта «Колыбельные для всей семьи», певица, арт-терапевт, фотохудожник и просто мама. Концерт «Песни на всю жизнь», организованный Барнаульской епархией, прошел в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений.

Она пела, а ребятишки в зале сначала не понимали, почему их не веселят, а потом затихали и внимательно слушали. К концу выступления практически все дети и родители в зале сидели обнявшись. И все это – терапевтический эффект колыбельных, уверена Наталия Фаустова. Изучением этого жанра она занимается более 15 лет. Итогом стала книга «Колыбельные для всей семьи», где собраны произведения разных народов мира и детские сказки. Русские, сербские, грузинские…

О том, как все началось и какую роль в укреплении семьи и здоровья играют спокойные, протяжные песни, мы и поговорили с исполнительницей.

Родом из детства

– Я пою давно и увлекалась разными жанрами, но колыбельные из собственного детства начали всплывать в моей памяти только тогда, когда я готовилась сама стать матерью. Откуда-то начали приходить мамины интонации, тембр, песни. Больше всего, конечно, была у мамы в ходу песня про волчка.

А в юности первые попытки петь колыбельные я делала на первом курсе Гнесинки, когда влюбилась в песню Александра Градского и Натальи Кончаловской из кинофильма «Романс о влюбленных». Затем я пела джазовую колыбельную композитора Юрия Чугунова «Спишь на руках моих». В том возрасте я воспринимала эти песни как прекрасную возможность передать чувства по отношению к любимому человеку.

– Но шагом к серьезному изучению колыбельных стала, получается, необходимость исполнять их постоянно?

– Наверное, как-то так. Когда я ждала ребенка, то всерьез заинтересовалась этим жанром. По-видимому, сказалось грядущее материнство. Я стала воспринимать полюбившиеся композиции как средство выражения любви к ребенку. После рождения Ани пение колыбельных и других песен превратилось в наш семейный ритуал, который длился вплоть до ее 12 лет (сейчас дочери 14. – Прим. авт.). Да, с каждым годом я пою ей все реже, но всегда важно понимать, что даже подростку нужны тепло и защита, передаваемые через колыбельные.

– Ваш опыт перерос в целую книгу. А как происходил сбор материала? Кто переводил и собирал тексты?

– Песни и тексты я подбирала несколько лет, в том числе в разных странах. Некоторые были найдены почти перед самым выпуском книги. Часть из них написали мои друзья-музыканты. А сказки мы выбирали вместе с культурологом Анастасией Абрамовой, специалистом по сказкам. И записывали тоже вместе.

– А не будет дефицита материала? Как вы в целом оцениваете ситуацию с фольклором и устным народным творчеством в России? Не кажется ли вам, что его начали забывать?

– Это наша печаль и боль. Корни в большинстве своем почти совсем утрачены. Как и ушла в небытие сельская жизнь, переместившись в крупные мегаполисы. И тут, к сожалению, традиционные обычаи – удел избранных. Массово мы наблюдаем всеобщее помешательство на гаджетах, диджитализации во всех сферах, причем с пеленок, повальное увлечение модными методиками раннего развития, акцентом на уходе, при котором забывают о самом главном – развитии душевных качеств ребенка и эмоциональной привязанности, близости всех членов семьи.

Мой проект отчасти попытка противостоять, привнести в жизнь современных родителей пусть не фольклор в чистом виде, но глубинную культуру в современном звучании, адаптированном для всех членов семьи от мала до велика.

Удивительный эффект

– Расскажите историю из жизни, в которой помогло знание колыбельных.

– Когда моей дочери было всего два месяца, нам назначили пройти обследование – сделать электроэнцефалограмму. Ей, малюточке, начали прикладывать присоски к голове, диоды. Она стала сильно плакать, жутко испугалась. А врачи уже подключили приборы и, естественно, смотрели, что происходит. Амплитуда зашкаливает, ребенок кричит, и я растерялась. Сначала я утешала как могла, просто качая и уговаривая словами, но потом вдруг начала петь дочке колыбельные без стеснения перед врачами, и она у меня на руках заснула. Доктора, которые делали этот анализ, были в шоке. Даже из соседних кабинетов стекались на наш концерт. Говорили: «Слушайте, мы хотим вас выписать, чтобы вы у нас всех детей так усыпляли». Посмеялись.

А теперь, когда я работаю как музыкальный терапевт, понимаю, что это был редкий случай, когда у специалистов была возможность посмотреть состояние мозга в состоянии активности и покоя в режиме одного сеанса. И это могло стать свидетельством настоящего научного эксперимента, о котором я тогда, конечно, не думала.

В дальнейшем под эти песни даже пожилые люди восстанавливали свой сон и снижали тревожное состояние.

– Где уже удалось выступить?

– На Алтай я приехала во второй раз. Здесь удивительно добрые и открытые люди. Спасибо вам за теплый прием. А в Москве или других городах несколько раз в год я выступаю с благотворительными концертами в социальных учреждениях или в пользу подопечных различных фондов. Стараюсь бережно, как и настраивает колыбельная, затронуть струны души, но не раня ее… Колыбельная чудесным образом сближает. Когда я вижу, как сначала разобщенные, напряженные и иногда раздраженные люди после концерта обнимаются, открывают свои сердца, даже взрослые роняют слезу, я испытываю полное счастье. И понимаю, что живу не зря уже поэтому.

Секрет воспитания от Наталии Фаустовой

– Самый главный совет – любить и принимать своего ребенка не как свою собственность, а как личность, человека, который подарен вашей семье Богом. Нам, родителям, выпала честь помочь ему стать настоящим человеком. 

Справка
Наталия Фаустова – основатель и продюсер проекта «Колыбельные для всей семьи», певица, арт-терапевт, фотохудожник. В 1997 году окончила ВГМУ им. Гнесиных по классу вокала, в 2002-м – РЭА им. Плеханова. В 2017-м получила сертификат по курсу «Музыкальный терапевт в неврологической практике». Член Союза фотохудожников России.

Интересные факты

Чаще всего колыбельные в традиционной русской семье пели не мамы. И даже не бабушки. А… старшие сестры! Ведь они воспитывали младших, которые зачастую появлялись один за другим.

Зыбаю, позыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла коров доить,
Сестра ушла пеленки мыть…

(Русская народная песня)

Есть песни, которые сначала использовались как свадебное величание, а потом перешли в разряд колыбельных:

Как по морю, морю, морю синему
(а-ли-лей моря синяя)
Там плывет, плывет табун уток.
Среди тех утушек да малая чирка.
Отыколь взялыся серая селезенька?
Он узял чирку за правую крылку,
А все утушки позакрякали,
Не крякайте утки, не крякайте серыя
Когда Бог осудит, так вам это будет.

(Грузинская колыбельная)

Находясь вдалеке от дома, дети часто вспоминают колыбельные. Это самая древняя песня. Именно через нее порой взрослые дети могут передать всю любовь к родителям и тоску по ним:

Ну-ка скажи мне, облачко белое,
Откуда ты пришло, где летало?
Не видело ли ты отцовский двор?
Не слышало ли маминого говора?
…Ты скажи ей, облачко белое,
Что я жив и здоров
И что тут ты меня видело.

(Болгарская народная песня)

Мария СТРЫГИНА

Фото Михаила ПОЛУБЕДОВА

 
Фоторепортаж
Блоги