Нужно усилить работу по наполнению доходной базы: спикер Иван Лоор

14:36, 03 февраля 2016г, Общество 959


Нужно усилить работу по наполнению доходной базы: спикер Иван Лоор Фото №1

Доходы муниципальных бюджетов на 2016 год сформированы в объеме 32,7 млрд рублей. Из них налоговые и неналоговые будут составлять 16,1 млрд рублей.

Источники

Эти цифры были озвучены на заседании совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований. Его главной темой стали вопросы формирования бюджета на уровне края и муниципалитетов.

– Перечень вопросов, рассматриваемых на совете, самый разнообразный, – говорит председатель краевого Законодательного Собрания Иван Лоор. – В первую очередь речь идет о формировании бюджета на уровне края и муниципалитетов. Тема увеличения собственной доходной базы является одной из приоритетных для районных властей. Сложившаяся экономическая ситуация не позволяет гарантировать дополнительные бюджетные поступления на поддержку муниципальных образований. Нужно усилить работу по наполнению собственной доходной базы. Резервы есть. Мы можем убедиться в этом на примерах некоторых районов.

Главным источником пополнения бюджета был и остается налог на доходы физических лиц, который характеризует в целом экономику территории. В лидерах по-прежнему Благовещенка – 6017 рублей, Змеиногорск – 4273 рубля. Самые низкие показатели у Быстроистокского района – 1596 рублей и Крутихинского района – 1753 рубля.

– В 2015 году мы внесли много положительных изменений в закон о системе патентного налогообложения, – говорит председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко. – Всю территорию края поделили на четыре и значительно снизили базовую доходность, в части которой предприниматели производят уплату за патент. Я бы хотел, чтобы все поработали по исключению теневого бизнеса, привлечению незарегистрированных предпринимателей. В прошлом году в крае приобрели патенты всего 68 предпринимателей. Большая их часть находится в Барнауле, Бийске, Рубцовске.

Важным источником финансовой помощи считаются компенсационные выплаты за услуги теплоснабжения коммунальных предприятий по отоплению организаций бюджетной сферы, причем строго муниципальных организаций.

– Такой объем на 2016 год сформирован в сумме 520 млн рублей, – комментирует Александр Романенко. – В этой части главным показателем распределения средств является реализация мер по обеспечению своевременных расчетов в полном объеме за потребленные муниципальным учреждением коммунальные услуги и уголь.

Достаточно весомым источником пополнения местных бюджетов являются неналоговые доходы. В их числе арендная плата за земли, государственная собственность на которые не разграничена. Депутаты отмечают, что сегодня существуют разные подходы к администрированию и ставкам данного земельного налога. Нужно осуществлять передачу в аренду муниципального имущества земельных участков в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством с принятыми решениями представительных органов местного самоуправления, через проведение торгов по продаже права аренды земельных участков. Из всего количества муниципальных образований порядка десяти на сегодня предоставили земельные участки именно на этих основаниях.

Земли

В 2015 году у органов местного самоуправления муниципальных районов вновь появилась возможность повысить ставки арендной платы для земельных участков, переданных в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

К сожалению, не все из них при существующем на сегодняшний момент дефиците бюджетов воспользовались представившейся возможностью увеличить доходную часть.

– В каждом районе свои причины низких ставок арендной платы и представительным органам местного самоуправления нужно очень продуманно подходить к вопросу их увеличения, – считает председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. – Необходимо знать реальную урожайность сельскохозяйственных культур, прибыль, получаемую сельхозтоваропроизводителями с 1 га пашни. Исходя из этих показателей и устанавливать ставки арендной платы, чтобы она была посильной для сельхозтоваропроизводителей и не привела бы их к банкротству. Кроме того, устанавливаемые ставки арендной платы должны стимулировать развитие животноводства.

Комитет по аграрной политике и природопользованию выработал ряд рекомендаций для представительных органов местного самоуправления районов. К примеру, для увеличения доходной части бюджетов предложено рассмотреть вопрос о возможности увеличения ставок арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения с учетом эффективности их использования. Также предлагается установить для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся животноводством, ставку арендной платы за земельные участки из фонда перераспределения земель в размере не более 70 процентов от максимальной ставки арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения.

Полномочия

– Я являюсь главой сельсовета и одновременно главой Первомайского района на неосвобожденной основе, – отмечает Петр Роккель. – Сложная финансовая ситуация и проблема обеспечения квалифицированными кадрами, сложившаяся в поселениях района, давно свидетельствует о необходимости некоторых преобразований в области местного самоуправления. С одной стороны, вроде бы логично, что наиболее затратные и технически сложные в исполнении полномочия возложены на уровень муниципальных районов. С другой стороны, исполнение некоторых из них эффективнее все же на уровне поселений.

Наиболее значимые полномочия на 2016 год в Первомайском районе распределились так. Все 18 сельсоветов передали полномочия контрольно-счетной палате Первомайского района. Также активно идет процесс централизации бухучета поселений. 15 сельсоветов передали эти полномочия на уровень района. В ближайшее время планируется заключить соглашения с тремя оставшимися сельскими поселениями. Безоговорочно на уровень всех 18 поселений переданы полномочия по сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Также передана часть полномочий в области градостроительства, согласования генеральных планов, планов земельных участков.

– Крупные сельсоветы с большой протяженностью дорог соответственно получают хорошие суммы денег и имеют на территории подрядные организации. Выделенных средств хватает и на зимнюю очистку, и на проведение ремонта в летнее время, – продолжает Петр Роккель. – В небольших поселениях, зачастую не имеющих подрядчиков и вынужденных нанимать технику в Барнауле или в Новоалтайске, выделенных из дорожного фонда денег часто хватает только на зимнюю очистку. Говорить о каком-то капитальном ремонте дорог не приходится. Поэтому в 2016 году было принято решение о разделении дорожного фонда. 30% дорожного фонда осталось на уровне района, 70% передано на уровень поселений 13 сельсоветов, соответственно делегировали часть полномочий.

По оценке представителей районов, действующая возможность перераспределения полномочий является наиболее выгодной для решения вопросов органов местного самоуправления как района, так и поселения. Нужно лишь разумно подойти к этому вопросу.

Фоторепортаж