Два холста и одна надежда: арт-реабилитация детей с онкологией прошла в Барнауле

11:30, 12 июля 2021г, Общество 1214


Два холста и одна надежда: арт-реабилитация детей с онкологией прошла в Барнауле Фото №1

В Барнауле завершился благотворительный проект – художественная онлайн-школа «Два холста» для детей с онкологическими заболеваниями. Ранее «Алтайская правда» уже рассказывала о нем. Спустя несколько месяцев мы решили вернуться к этой теме и узнать, как арт-реабилитация помогла ребятам и их родителям.

Тепло на душе

Юлия Губернаторова – художник, педагог и организатор проекта. Более пяти лет занимается волонтерской деятельностью. Она признается, что уроки живописи и рисунка для детей с онкологическими заболеваниями изменили ее жизнь.

– Эта работа дала мне огромный опыт. Когда я занималась волонтерством в отделении больницы, казалось, что я делаю что-то большое и расти дальше некуда. А теперь поняла, что есть куда двигаться, – говорит Юлия. – Когда получаю отзывы о проекте, становится тепло на душе. Конечно, объем работы увеличился, но оно того стоило. Участники активизировались, кто-то стал пробовать новые техники живописи, а кто-то объединился с родителями.

Так, например, поступила и семья из Рубцовска. У родителей две дочки, одна из них страдает онкологическим заболеванием. В подобных ситуациях важно, чтобы в работе участвовали все дети, потому что у второго ребенка могут возникнуть страхи. Бывали даже случаи, когда у детей из-за стресса развивалась онкология.

Но в этой ситуации обе девочки рисуют, они активные, общительные и хорошо взаимодействуют друг с другом, – отмечает Юлия.

На любой вкус

За полгода проекта художница создала более 70 уроков на разные темы. Это и натюрморты, и пейзажи, и абстрактные композиции. Одна тема поделена на несколько частей. Все потому, что ребенку после лечения бывает трудно сконцентрироваться.

– Дети сами выбирают тему урока. Допустим, малыш решил нарисовать натюрморт с апельсином. Сначала он учится делать набросок карандашом, затем фон, детали и так далее. При этом цвета дети выбирают сами. Бывало, что ребята присылали черный лист…

Здесь нет понятия правильной или неправильной композиции. Любая работа в любом цвете – это показатель. А о чем она говорит, будет изучать психолог, – добавляет Юлия.

Уроки предполагают разный уровень сложности. Детей не ограничивают – выбор за ними. Все обучающие видео находятся на платформе президентских грантов. По запросу они могут предоставляться психологам из других детских российских отделений для арт-реабилитации.

Обширная география

Участники живут в разных районах края. Самой младшей девочке четыре года. Рисует она абстрактные вещи, например цветовые пятна. А позже к проекту присоединилась и ее мама Наталья:

– Изначально я хотела, чтобы Маша участвовала, но она еще маленькая и рисует плохо, поэтому мы начали делать работу вместе. Думала, что это занятие только для детей. Но когда попробовала рисовать вместе с дочкой, то испытала восторг. Чуть позже я стала не только помогать Маше, но и создавать свои картины. Особенно много эмоций вызывает рисование яркими красками. Это затягивает и вдохновляет.

Сейчас Наталья с Машей на контроле у врачей, из-за этого ей пришлось уйти с работы. Она понимает, что надо как-то отвлекаться, все время думать о болезни очень тяжело.

Семья живет в Панкрушихинском районе. Несмотря на большое хозяйство, они успевают заниматься арт-терапией и благотворительностью. Когда приехали в больницу, привезли много новых игрушек и подарили их детям.

Отвлечение от боли

Самым старшим участником стал Матвей Дранев. Ему 16 лет. В проекте он также занимался вместе с мамой. Заболел он два года назад.

– Начало проекта совпало с поддерживающей терапией, – рассказывает мама Матвея Елена. – Но важно понимать, что в этом заболевании есть несколько стадий: когда ребенок находится постоянно в стационаре, когда частично дома и частично в стационаре и когда он уже дома. На процедурах и на всех этапах лечения ребенок в полной изоляции от социума. У него нет возможности выходить в места скопления людей и общаться с друзьями вживую, потому что его иммунитет ослаблен. Поэтому он глубоко в себе, в своих страхах, переживаниях, болях. А подобный проект как глоток свежего воздуха. Да и для родителей тоже. Когда на твоих глазах рождается красивая картинка, появляются силы бороться за жизнь дальше.

Если встает вопрос: либо лечение, либо рисование, – родители, конечно, выбирают первое. А теперь у них есть возможность бесплатно заниматься искусством.

Влюбиться в своё дело

Над проектом Юлия работает в паре с психологом Натальей Ворониной. Задача психолога – помочь ребенку и всем членам его семьи максимально безболезненно принять диагноз и научиться жить с ним.

– Детям нужно помогать вновь адаптироваться в обществе, влиться в садик, школу. Это непросто, когда ребенок много времени находился в больнице. Также им важно помочь найти себя. У меня был случай, когда девочка-подросток занималась профессионально спортом. Во время лечения этого делать нельзя, значит, ей нужна какая-то альтернатива. Благодаря этому проекту у нее открылись способности к рисованию, но художником она себя в будущем не видела. Мы стали проводить занятия и поняли, что ее привлекает витраж. Теперь девочка постигает искусство витража, – вспоминает Наталья.

Те дети, которые занимались с Юлией, загораются и продолжают совершенствовать навыки рисования, их настроение становится лучше. Это благоприятно влияет на всю семью. Организатор делится, что планирует подавать документы на новый грант. А пока будет думать над особенностями нового проекта для работы с детьми, которым поставлен такой диагноз.

Наталья АНДРОНОВА 
(фото из личного архива Юлии Губернаторовой)

 
Фоторепортаж