Дважды подаренная жизнь

15:00, 19 ноября 2017г, Спорт 2564


1
1

Не так давно свое 80-летие отметил неоднократный победитель и призер наших конкурсов по решению шахматных композиций барнаулец Леонид Думчев. Ему, ровеснику края, есть что вспомнить из виденного и пережитого…

Бомба упала рядом

– Родился я в Черниговской области Украинской ССР в селе Холмы одноименного района. Отец работал главным агрономом, уже на второй день войны его оставляют для участия в формировавшемся партизанском движении и одним из организаторов эвакуации. Он на машине увез односельчан, в том числе и нашу семью – маму, двух моих сестер и меня – на станцию Корюковка. Когда поезд там бомбили немецкие самолеты, бомба прошила крышу нашего вагона и упала рядом со мной – но не взорвалась. Говорили, что одна бомба, может, из тысячи попадалась с песком вместо взрывчатки и с запиской: «Мы, немецкие рабочие, не хотим смерти русским рабочим». Вероятно, тогда меня контузило – я около года не разговаривал.

Прибыли мы в Первомайский район Саратовской области, откуда перед этим жителей немецкой национальности увезли в Казахстан, Алтайский край…

В сентябре 1943-го наша семья завербовалась на текстильную фабрику в Московскую область, там я окончил 10 классов и отправился в Мурманск поступать в высшее мореходное училище, но не прошел медкомиссию. В Подмосковье занимался в аэроклубе, но к полетам не допустили – опять же по состоянию здоровья.

В общем, рожденный ползать летать не может. Тогда по призыву «С десятилетки – на шахты Мосбасса!» я оказался на шахте № 3 «Люторическая». Окончив горнопромышленную школу,  трудился дренажистом, навалоотбойщиком, помощником машиниста комбайна и врубовой машины. Там на глубине 500 метров был такой контраст – черный-пречерный уголь и полчища белых крыс…

Не для слабых духом

В июле 1958-го опять по комсомольской путевке приезжаю из Москвы в Барнаул, нас, приезжих, было человек 20, и мы должны были влиться в коллектив «Мостопоезда № 403», перед которым стояла задача смонтировать второй ярус старого железнодорожного моста через Обь. Проложенная по этому ярусу автодорога должна была заменить древнюю паромную переправу…

Барнаул нам не поглянулся: одноэтажное здание железнодорожного вокзала, напротив – деревянный клуб, заросли кустарников… Отвезли на грузовике в район ВРЗ в бараки коридорного типа, там жили и семейные. Знакомясь с городом, пешочком прошлись от магазина под шпилем на Октябрьской площади по умощенному булыжником Ленинскому до ресторана «Волна» у пристани. И ни одной автомашины! Процокала копытами лошадь с телегой и… снова тишина. Типа большая деревня. Но прилавки «Шпиля» и других местных магазинов были изобильными: икра (красная или черная – точно не вспомню), 50-процентная водка, поллитровки со спиртом… Не было только ржаного хлеба, и для меня было дико есть первосортный белый ситный со щами или салом.

Работал я в «Мостопоезде» плотником-бетонщиком, опалубщиком железобетонных конструкций, которые изготавливали с предварительно напряженной арматурой (лебедкой натягивали тросы). Арматура укладывалась в опалубку из дерева и железа, заливалась бетоном, и затем это все прогревалось паром. Пролеты, балки, плиты – все это мы изготавливали на берегу рядом с мостом.

Одной из проблем было, как монтировать над рекой металлические пролеты. Обычно в таких случаях сооружают промежуточные временные опоры, но для устройства второго яруса барнаульского моста этот вариант был неприемлем: Обь в том месте глубокая, быстротечная, вдобавок в те годы там было интенсивное судоходство. И вот решено было не втыкать в бурную, стремительную Обь промежуточные опоры, а вести сборку пролетов навесным способом. За счет этого смелого технического решения смельчаки-верхолазы смонтировали их досрочно, что позволило раньше времени соединить правый берег реки с левым. А в целом второе рождение моста произошло на год раньше срока!

После этого я вернулся в Подмосковье, затем снова по велению комсомола подался в дальние края, на этот раз в Акмолинск (Целиноград), затем в Атбасар…

Однажды зимой в Тургайской степи нашу колонну грузовиков с цистернами для горючего в результате трехдневного бурана засыпало снегом поверх кабин. А бензин кончился не только в баках, но и в паяльных лампах, которыми как-то обогревались.

Утром ударило ниже 30! Бросив машины, мы с большущими волдырями на отмороженных ногах чудом добрались до райцентра Державинка.

Фурцева произвела фурор

А в Барнауле я окончательно обосновался в 1964-м, сперва трудился на стройке «Стройгаза» – завод асбестовых технических изделий… Запомнился такой курьез из тех лет.

Отправили партию тормозных колодок, а заказчик вернул ее обратно, не вскрывая упаковку, так как на ящиках было написано: «БРАК» (Барнаульский резино-асбестовый комбинат, куда входили также сажевый, шинный, завод РТИ).

Несколько лет спустя, уже когда трудился в крайисполкоме инженером отдела искусств и учебных заведений, побывал на встрече работников культурного фронта с посетившей Барнаул министром культуры СССР Екатериной Фурцевой.

Эффектно, элегантно выглядевшая, начала она так: «Я не буду читать доклад, а просто побеседую с вами». И стоя на трибуне беседовала часа два без всяких бумажек. В общем, произвела фурор. Ей тогда показали, в каких стесненных условиях находится краевой театр кукол, и по возвращении в Москву она распорядилась передать ему только что построенный Дом культуры краевого УВД на улице Пушкина.

Я стройку того ДК не курировал, а вообще в те годы осуществлял технический надзор за строительством ДК и библиотек в районах края, а в Барнауле таких, например, крупных объектов, как драмтеатр и краевая библиотека, переехавшая в новое четырехэтажное здание на ул. Молодежной с десятиярусным книгохранилищем на миллион томов. Тогда новые, пусть еще и не в полной готовности, объекты принимались госкомиссией в эксплутацию под Новый год для отчетов по выполнению плана. Вот и будущая «Шишковка» была официально сдана по акту приемки в декабре 1970-го, но с большими недоделками. Добавлю, что много сил строительству библиотеки, доводке ее здания отдала тогдашний директор АКУНБ Галина Зыкова.

Далее от «Шишковки» было запроектировано продолжение Обского бульвара к левому берегу Оби, где должны были построить 24-этажную гостиницу и монумент в честь хлеборобов Алтая. И вообще Обской бульвар должен был обрасти крупными объектами к 250-летию краевой столицы. Но все ушло, как говорится, в корзину, как и, например, намечавшееся было строительство барнаульского цирка…

А переводя разговор на шахматную тему, какой фигурой куда ходить, я обучился еще старшеклассником. Но потом играл мало. И вот с 1990-го как бы заново заинтересовался шахматами, а точнее, их задачно-этюдной ветвью, ежегодно участвуя в конкурсах «Алтайской правды».

От ведущего «Игротеки»: надеемся, что Леонид Александрович выйдет на старт и нашего конкурса-2018, который уже не за горами. И всем его будущим участникам предлагаем для разминки занятный ребус классика отечественной шахматной композиции Александра Галицкого.

Мат в три хода

Фоторепортаж