Евгений Князев: «Здесь – хорошая школа!»

16:30, 12 мая 2015г, Культура 2989


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле завершился III театральный фестиваль «ШАГ».

Третий, знаковый

После «ШАГа» предыдущего, два года назад, кроме праздничного послевкусия оставалось и сожаление: тогда Сибирь на фестивале представляли лишь студенты Барнаула и Новосибирска. В этот же раз на сцене театра музкомедии выступили юные таланты из Омского университета, Красноярского колледжа искусств, Кемеровского университета культуры и искусств и из родного АлтГАКИ. Но вот соседей-новосибирцев почему-то не было… А ведь как в прошлый раз порадовали зрителей ученики Анатолия Ахреева, достойно выступившие на сцене «профильного» театра ни в чем ином, а в «Аршин мал алан» У. Гаджибекова! Хотя Анатолий Ахреев на «ШАГе» был – но уже не как преподаватель Новосибирского театрального, а как доцент ГИТИСа и член жюри фестиваля. Также членом жюри являлись главный специалист кабинета музыкальных театров СТД Лариса Долгачева и заслуженный деятель искусств, доцент АлтГАКИ Олег Пермяков.

Визит в Барнаул в качестве членов жюри двух представителей одного из знаковых театральных вузов страны имел для края необычайное значение сейчас и, будем надеяться, сыграет важную роль и в дальнейшем. Конечно же, я имею в виду представителей Щукинского: доктора искусствоведения, профессора, завкафедрой искусствоведения Елену Дунаеву и ректора этого вуза, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Евгения Князева (он был председателем жюри «ШАГа»). Поэтому помимо собственно фестиваля, в столице региона в те майские дни состоялось не одно знаковое мероприятие.

Ректор АлтГУ Сергей Землюков, ректор института имени Щукина Евгений Князев и завкафедрой этого вуза Елена Дунаева подписали договор о сотрудничестве учебных заведений.

– У наших вузов есть перспективы сотрудничества в плане защиты диссертаций по искусствоведению на базе АлтГУ, проведения мастер-классов от преподавателей Щукинского института и ведущих актеров театра имени Вахтангова в АлтГУ, обмена студентами и магистрантами между нашими вузами. Все эти начинания зависят в первую очередь от нас самих и нашей инициативы, – отметил Князев.

Также был заключен договор о совместной деятельности по сетевой форме реализации основных образовательных программ между АлтГАКИ и институтом им. Щукина. Академия сможет привлекать ведущих преподавателей Щукинского для проведения мастер-классов, учебных занятий. Также вузы смогут обмениваться методическими разработками по совпадающим специальностям и направлениям подготовки, проводить совместные конкурсы и фестивали, обмениваться курсовыми и дипломными спектаклями. Договор подписали и.о. ректора АлтГАКИ Галина Буевич и ректор института им. Б. Щукина Евгений Князев. В тот же день Елена Дунаева провела в академии мастер-класс по проблемам современного театра. Она проанализировала его состояние, говорила о размывании границ актерской профессии, о кризисе современного театра. Евгений Князев ознакомился с условиями обучения в АлтГАКИ, его восхищение вызвал концертный зал академии.

Ректоры трех вузов встретились и за одним, круглым, столом. На его заседании присутствовали руководители театров Барнаула, представители профильного управления, СТД и педагоги. На этой встрече директор театра музкомедии Роман Ильин поднял вопрос о кадровом дефиците в периферийных театрах и уровне подготовки выпускников театральных факультетов. Евгений Князев поделился интересным опытом взаимодействия своего вуза с театром «Московская оперетта», рассказал о наборе специализированных курсов, ориентированных на работу в музыкальных театрах.

На мероприятии говорилось о создании межведомственного кластера (Театр музкомедии, АлтГУ, музколледж), цель которого – обучение и трудоустройство молодых музыкантов. Были высказаны на встрече предложения о проведении в рамках будущих «ШАГов» мастер-классов ведущих мастеров российского театра и кино.

Возраст становления

Выступая на закрытии фестиваля, начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова высказала мнение многих:

– За несколько дней мы увидели большое количество красивых, одаренных молодых людей, – отметила она. – Этот фестиваль совершенно необычный: потому что тот особенный возраст профессионального самоопределения, становления, в котором находятся наши участники – он важен для всех нас, желающих получить замечательных артистов. Лично для меня самое большое приобретение прошлого фестиваля то, что несколько его участников, «шаговцев», сейчас работают в наших театрах и мы их очень любим. Надеемся, что и этот фестиваль образует новые творческие связи между молодыми людьми и театрами. А те контакты, которые установились между нашими регионами и представителями уважаемого жюри – они нам очень дороги.

Нынешний «ШАГ» начинался и заканчивался работами алтайских студентов. Открылся он спектаклем «Параллели» выпускного курса хореографического факультета АлтГАКИ. Можно много и красиво говорить о ярких номерах, игре света и выразительности движений. А можно сказать просто: к созданию сего действа причастна Ольга Вернигора. Все, кому посчастливилось увидеть на прошлом «ШАГе» «пластическую фантазию страстей» под названием «Со мной в главной роли», спектакль учеников Олега Пермякова, могут представить, какого уровня была новая работа Ольги Вернигора.

Кемеровчане тоже привезли хореографические работы – две картины и одноактный современный балет. Спектакль омичей «Незнакомцы среди нас» рассказал о жизни людей с болезнью Альцгеймера, о семейных ценностях, о взаимопонимании детей и родителей, о вере и любви… «Новогодний детектив», показанный красноярцами, тоже был социально значим: перед его началом зрителей предупредили, что предназначается он для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но весьма поучительная история, в которой добро, как и ему положено, побеждает, а Баба Яга со товарищи перевоспитываются, понравилась не только малышам, но и взрослым. Подумалось: эту сказку вполне можно было бы провезти по городам и весям края на радость его детям.

Стоит отметить, что дипломы традиционно вручают всем участникам этого фестиваля. Правда, с разными формулировками: высокое жюри отмечает в работах молодых то, что им особенно удается. Получив заслуженные награды, кемеровчане и красноярцы уехали до закрытия фестиваля. В последний день за наградами на сцену выходили омичи и наши земляки. Первыми из АлтГАКИ получили награды ученики Ольги Вернигора и Дмитрия Голубева. Отдельно были отмечены Надежда Шишигина и Юрий Злобин. Кстати, он получил и специальный приз от алтайского отделения СТД.

«Ах, люди, милые люди…»

Постановки произведений Шукшина на местной сцене не всегда радовали ум и сердце. Единственное, пожалуй, исключение последних лет – совместная работа театра кукол «Сказка» и учеников Олега Пермякова. «Житейские истории» мало того, что стали легендой среди театралов края, они еще и губернаторскую премию получили. Признаюсь, работу учеников Николая Вязигина, поставленную по шукшинским рассказам, я прежде не видела. Потому и шла на спектакль в день закрытия «ШАГа» с легкой опаской: хоть и знала, насколько высок уровень работы мэтра, но вдруг… Этого вдруг не случилось. Случилось то, что на прошлом фестивале Ахреев сформулировал как термин – попадание в правду.

…Началось действо: запели птицы, закричал петух, замычали коровы. Зрители увидели на экране Федуловку, Любавинские поля, Пикет, улицы села. Услышали народную песню про отца-природного пахаря и щедринские частушки «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?..» А потом зрители увидели – и узнали! – и слепого певца Ганю, и бегунца Степку, и загнанного жизнью в угол Кольку Паратова. И совсем молоденькие девушки играли и мать Степки, и тещу Кольки, и соседок-старушек – но юность наших артистов была не видна, и вовсе не грим скрывал ее. Иным «взрослым» актерам стоит поучиться у этой молодежи искренности, тонкому психологизму, раскрытию образа.

– Ребята из тех мест, откуда Шукшин родом – из районов, даже из Сросток – городских среди них ни одного нет. Сознаюсь, что этот спектакль играл предыдущий курс, но решили восстановить постановку в год юбилея Шукшина. Мы побывали с этим спектаклем в Сростках, в Быстром Истоке, в Красногорском районе – везде принимали на ура. И пусть сейчас больше говорят об игровом театре – психологический не умер! Нынче все отстраненно существуют, а вот проникнуть в душу, понять, о чем она болит, почему мечется – наша задача. И ребята должны научиться «присваивать», «проживать» материал, – поделился убеждениями Николай Вязигин.

Его ученики получили диплом из рук Анатолия Ахреева и Елены Дунаевой – «за уровень профессиональной подготовки и актерский ансамбль» «Высокий уровень!» – уточнил Ахреев. Были отмечены и отдельные исполнители. «За создание сценического характера в эпизоде» – диплом с такой формулировкой получил Александр Хитров. Жаль, что не все участники фестиваля были на закрытии, ибо не услышали они многих важных слов. Например, тех, что сказала, вручая награду, Едена Дунаева: «Способ существования актера в эпизоде – это очень сложная вещь. Он должен быть ярким, выразительным и внятным. Вам это удалось, вы были абсолютно естественны и живы на протяжении всей прекрасной, замечательной работы». Когда высокая гостья говорила это, юноша так смутился и растерялся, что, вероятно, не понял: все эти превосходные слова – про него. И публика смеялась, радовалась за юное дарование и аплодировала ему.

– Мы были покорены работой еще двух человек. За создание сценического образа награждаются Павел Козаченко и Дмитрий Жидков! – эти слова Анатолия Ахреева утонули в громе аплодисментов взрослой публики, а также в кричалках молодежи – так всем полюбились Степка и Колька в исполнении этих актеров.

Не могла я не узнать мнение Евгения Князева о работе учеников Вязигина. Вот что он сказал:

– Мне очень понравилось. Знаете, я с огромным удовольствием посмотрел спектакль. Я боялся, что огорчусь… А здесь – хорошая школа! Хорошо выученные, одаренные ребята. Школа сама по себе ничего не значит, если не будет ребят, которые приспособлены этим делом заниматься. В нашей профессии обязательно нужно присутствие таланта. И у этих ребят есть талант, и мне на это приятно смотреть. Если краевой театр возьмет их, мне кажется, что это будет подспорье для него.

– Вы знаете, что юные актеры – деревенские?

– А я же вижу, как они выполняют какие-то простые действия, поют песни, держат в руках топор – они умеют это делать. Или когда говорят «ты чо?» «а я ничо!» – я же слышу, как они правильно это делают. Я давно не сталкивался с творчеством Шукшина, а он до такой степени глубокий автор, что берет за сердце, за душу хватает…

– Вы как-то вспоминали, что в свое время учились как звери. Что посоветуете нашим студентам?

– Любой человек добивается успеха, результатов тем, что много работает. Рассчитывать на то, что у тебя все само складно будет, невозможно. Чтобы освоить рисунок и материал, для этого нужен большой труд. Просто так, левой ногой, на сцену не выйдешь и не сделаешь.

После этого мини-интервью Князева взяли в кольцо ученики Вязигина. «Молодцы, просто молодцы!» – хвалил он их. А одному из юных артистов посоветовал: «Надо быть немножко тише – ты все, что чувствуешь, хочешь показать, бегаешь… А все это здесь!» – и приложил руку к сердцу.

Послесловие

Не в первый раз замечаю: почему-то игнорируют «ШАГи» представители театров краевой столицы. А зря. Мало того, что есть чему поучиться на каждом подобном мероприятии, можно еще и пообщаться с коллегами, публикой, театралами. Можно узнать много интересного. Например, с руководителем алтайского отделения СТД, директором «Сказки» Галиной Шнайдер и членом СТД, замечательным театральным педагогом Олегом Пермяковым мы говорили о возможности возрождения «Житейских историй».

– Был превосходный спектакль, который получил награду, который народ принимал. Можно найти новые драматургические ходы,  новые решения, – говорил Пермяков.

– У нас молодое поколение в труппе. Режиссер в материале, актеры рвутся на сцену, – вторила ему Шнайдер.

Что ж, очень бы хотелось надеяться на возвращение такого Шукшина. Никогда не забуду, как стоя, со слезами на глазах, очень долго аплодировали «Житейским историям» сростинские жители – и стар, и млад.

***

Этот «ШАГ» не мог закончиться иначе. «Творческий вечер Евгения Князева» – значилось в афише фестиваля. «А что это будет? Споет-спляшет, биографию расскажет?» – озадачивались пришедшие. Ведь именно так подают себя зачастую гости края в формате творческой встречи. Ан нет!

Князев удивил, сразил наповал. Не упомнить ничего подобного за последние годы – почти полтора часа, без перерыва, он… читал стихи! Да как читал! Публика по очереди то немела от восторга и изумления, то срывалась на крики «браво!»… После строк Маяковского, Вознесенского, Евтушенко, Светлова, Самойлова и многих других поэтов он прочитал (сыграл!) отрывок из «Пиковой дамы». Ушел за кулисы. Вернулся и сказал:

– Спасибо большое за прием. Я ощущаю себя как будто в нашем театре: в нем также неполный зал всегда, и также тепло принимают зрители. Знаете… – начал он и продолжил -

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить…

И гром оваций звучал долго – блоковским строкам и Артисту…

Фоторепортаж