Директор Павловской ДЮСШ Михаил Чернов рассказал, как стал художником

15:00, 22 февраля 2016г, Культура 3034


1
1

В 2015 году тренер Павловской ДЮСШ художник-любитель Михаил Чернов стал дипломантом Всероссийской виртуальной выставки «Салют Победы». Среди представленных на ней самодеятельными художниками из большинства регионов нашей страны картин патриотической тематики многие из голосовавших в Интернете на ресурсе Государственного Российского Дома народного творчества людей выбрали его работы «Александр Невский. Ледовое побоище», «Не замай», «Вещий Олег», «Маршал Жуков».

Рисовать Михаил Чернов стал с малых лет, и карандаш в его руке был почти каждую свободную минуту, за исключением тех, что он отдавал спорту. Миша Чернов основательно занимался легкой атлетикой. Был перворазрядником, ездил выступать за сборную края, побывав таким образом во многих городах России, а также на Украине и в Белоруссии. Дальше по той же направляющей. После окончания школы в 1971 году – спортивный факультет Барнаульского педагогического института, работа тренером, а затем директором в Павловской ДЮСШ.

После выхода на пенсию Михаил Лаврентьевич работает в этой же спортивной школе тренером и на первую встречу с журналистом «АП» в Павловской картинной галерее, где размещена сейчас выставка его картин, пришел с тренировки.

От карандаша к кисти

– Наш школьный учитель рисования – фронтовик, человек, лично причастный к великой истории, – Леонид Степанович Рыбальченко был очень хорошим педагогом, – рассказывает об истоках своего творчества Михаил Чернов. – Леонид Степанович уговаривал меня поступать в Новоалтайское художественное училище, но на тот момент увлечение спортом было сильнее, тем более что мое будущее как художника просматривалось для меня довольно расплывчато. Мои друзья работали в художественной мастерской в Павловске, и я, посмотрев на работу художника-оформителя, понял, что заниматься этим мне не хочется.

Но когда я стал работать тренером, увлечение рисованием мне очень помогло. Тогда это был карандаш – кинограммы, культурограммы, все наглядные учебные пособия я делал сам. Как правильно прыгать, метать, бегать… Все эти рисунки у меня хранятся. А теперь вот, – Михаил Лаврентьевич показывает рукой на один из стендов в зале картинной галереи. – Часть здесь выставлена.

Для меня человек – это вершина, высшая стадия природы. Не дуб, не сосна, а именно человек. А так как по анатомии у меня всегда было пять, человека я рисовал уверенно.

Моим другом был один только карандаш. До кисти я не добирался. Не было и времени, и, главным образом, посыла. У меня это произошло после того, как я увидел в журнале «Огонек» две репродукции Константина Васильева – «Жница» и «Ожидание». Вот они меня, как говорится, зацепили. Сделал я себе маленькую импровизированную мастерскую на даче как сумел, загрунтовал кусок деревоплиты, нашел кисть и сделал копию «Жницы», подарил ее потом своей сестре.

Первыми же написанными на историческую тему картинами Михаила Чернова стали «Плач Ярославны» и «Не замай». Когда к ним прибавилось еще несколько, в середине 90-х годов была открыта его первая выставка, а потом эта выставка долгое время была переносной, а Михаил Чернов выступал одновременно в роли экскурсовода и учителя истории.

Князь Игорь и княгиня Ольга

По словам преподавателя истории и обществознания Павловской средней школы Валентины Гниденко, уже не первое поколение ее учеников узнает историю Древней Руси в том числе и по картинам Михаила Чернова, которых год от года становится все больше.

– Сначала Михаил Лаврентьевич приходил к нам в школу на уроки истории, вместе с детьми приносил свои картины, рассказывал о сюжетах,  которые на них изображены, – говорит Валентина Анатольевна. – Теперь вот мы, учителя, приводим детей на его выставку и одновременно на урок нашей отдаленной от сегодняшнего дня многими веками истории. Несколько его работ есть у нас в школе,  он подарил их кабинету истории и кабинету ИЗО.

Пока мы тихонько переговариваемся с Валентиной Анатольевной, Михаил Чернов проводит экскурсию в былинную историю для учеников 10 «Б» класса Павловской средней школы. И тут ему волей-неволей приходится поглядывать на часы – сразу вслед за десятиклассниками ему нужно проводить еще одну экскурсию с ребятами помладше, в этот раз в рамках урока по изобразительному искусству.

– Мне в плане истории Древней Руси, конечно, легче работать, чем учителям, – рассказывал Михаил Лаврентьевич накануне, – поскольку они, скажем так, заключены в определенные рамки школьной программы и по этой программе, к примеру, о княгине Ольге и рассказывают, а я о жизни этой княгини прочел порядка десяти книг и, естественно, круг моих знаний в этой области значительно больше. То же самое и о любой другой моей картине на тему истории Руси можно сказать.

Побывав на одной из таких экскурсий-лекций Чернова, убеждаешься, что эти его слова абсолютно правдивы. О том времени и его героях Михаил Лаврентьевич знает очень много, без преувеличения будет сказано – на уровне профессионального историка. Да к тому же и рассказывает он о делах и людях Древней Руси очень занимательно и интересно, будто сам там побывать исхитрился.

– У всех русских князей того времени было по многу жен, а у князя Игоря только Ольга. Что за этим стояло? – с интересом спрашивает у юношей и девушек Чернов и в ответ на их молчание сам же отвечает: – Некоторые современные авторы, очевидно, судя по себе,  утверждают даже, что дело в его сексуальной ориентации. А я думаю, что тут все-таки любовь была большая. Он был язычник, ему позволено было многоженство, все бы это только приветствовали. Но вот нет – только Ольга, и все.

Об исторических сюжетах и героях своих картин сам Чернов может рассказывать много, но за ограниченностью газетной площади остановимся только на двух. Это, с одной стороны, очень красивая, а с другой – просто жуткая история князя Игоря и княгини Ольги.

«Последнее полюдье». Картина,  на которой изображен князь Игорь,  едущий в третий раз за данью к древлянам, где он был разорван на двух березах уставшими от бесконечных поборов лесными поселенцами. Другая картина изображает жену Игоря Ольгу на фоне подожженного ею Изборска – это ее месть древлянам за смерть мужа. Как говорится, какие времена – такие нравы.

Нужно сказать, что это уже третья персональная выставка Михаила Чернова в Павловской картинной галерее. Открылась она после новогодних праздников, и до конца января Михаил Лаврентьевич успел провести по ней 15 встреч-экскурсий. После этого выставка должна была закончить свою работу, но поскольку, по словам ведущего методиста Павловской картинной галереи Веры Колотовой, заявки на встречи с Михаилом Черновым продолжали поступать,  было решено продлить ее до конца января.

С думой о Родине

– Вот как раз сегодня натянул три холста, один из них загрунтовал, – рассказывает после окончания экскурсии Михаил Лаврентьевич. – Обычно о сюжете картины не говорят, но скажу, что ее название «Чтобы помнили». Былинная история о щите на вратах Царьграда. Есть и другие задумки, и задумки большие. Справлюсь ли со всем,  что наметил,  не знаю, но рискну. Буду работать.

Сделано много, просмотрено, прочитано. Я себя позиционирую как патриотичного человека, и мне обидно, грустно оттого, что наша молодежь все менее и менее патриотична. «Наше все – Леди Гага», – как мне одна девушка сказала. Причин тому много, и объективных в том числе. Но известный русский философ Василий Розанов сказал, что счастливую и великую Родину любить не велика вещь, мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена. Никогда не должны от нее отходить, как выросшие дети от матери. Вот и я так же думаю.

Глас народа

Александра Махмадиева, ученица 10 «Б» класса Павловской средней школы:

– Я собираюсь сдавать историю в качестве обязательного экзамена в 11 классе, и эта экскурсия мне понравилась прежде всего тем, что я воочию увидела героев нашей российской истории. Не в книгах по тексту, а на картинах. Мне это очень помогло их представить как реальных людей. Красивые работы, реалистичные, шикарные просто. Мне лично особенно понравилась картина,  на которой изображена княгиня Ольга на фоне пылающего городка.

Одноклассник Александры Максим Пасюта:

– Мне на этой выставке понравилось абсолютно все, а особенно то, что все картины были подкреплены интересным рассказом Михаила Лаврентьевича, каждая из этих работ очень информативна, повествует о каком-либо моменте нашей русской истории. Вышло так, что я и удовольствие получил,  когда смотрел на эти работы,  и знания тоже. В школе мы все это проходили, но тут все сильнее, объемнее, что ли. Все очень быстро прошло и мне понравилось.

Вера СОМОВА (фото)

 
Фоторепортаж