Экспонатам нет цены!

15:37, 17 апреля 2015г, Общество 2017


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

9 апреля в Барнауле интерактивный музей «Мир техники» справил новоселье в гостеприимных стенах Барнаульского педагогического университета.

«Мир техники» – это более 60 различных экспонатов, раскрывающих или иллюстрирующих действие самых разных механизмов – винта Архимеда, ткацкого станка, промышленных роботов и много чего еще. Как было сказано на открытии, любое устройство основано на физическом явлении, которое когда-либо было открыто. Музей воспроизводит эти физические явления, которые нередко выглядят как фокус: взять, к примеру, принцип действия подвижного блока, при котором два ведра оказываются тяжелее, чем три.

– Даже взрослые подходят и говорят: а как это можно? Ведь нарушаются законы физики. А вот с помощью этого колеса, подвижного блока, который применяется в подъемных кранах, лебедках. Блок половину груза берет на себя. И вместо трех ведер получается полтора. Вот такие моменты мы в науке и технике ищем. Мы сперва сами должны увидеть что-то интересное, чтобы потом это показать. Чтобы было наглядно, образно, красиво и чтобы при этом показывало, как работает техника, – говорит Павел Нейштадт, придумавший и при поддержке Фонда Дмитрия Зимина «Династия» создавший этот музей еще в 2008 году. С тех пор он много где кочевал. Но в АлтГПУ, есть надежда, обосновался надолго. То, что музей оказался в стенах именно педагогического вуза, кажется Павлу Нейштадту особым знаком.

– Преподаватели и руководство АлтГПУ хотят создать учебно-музейный комплекс – это учебный класс, музей, лаборатория по истории техники и мастерская. Музей на этом месте создает образовательное пространство, которое способно мотивировать и детей, и взрослых на самостоятельное добывание знаний, – говорит он. Новоселье, кстати, справили не все экспонаты. Около двух десятков в ремонте – плохо перенесли переезд. А сколько еще идей в голове Павла Нейштадта!

Когда-то Павел Ильич поступал на философский факультет МГУ, но не прошел по конкурсу. Поступил в финансово-экономический, но после двух курсов «бросил, не мое». 16 лет работал на заводах – шинном, РТИ, где был мастером, технологом, организатором производства. И поступил в институт культуры на культпросветработу.

Зная вот эту биографию Павла Ильича, понимаешь: в «Парке занимательной техники» соединилось все, к чему он стремился и чему учился: и философия, и техника, и просветительство. А главное – детское желание узнать, как же это действует, с годами не пропало.

Честно говоря, взрослые дяди и тети тут же впали в детство.

– Мой любимый экспонат? – переспрашивает меня Наталья Матвеева, проректор АлтГПУ по научной работе, доктор, между прочим, социологии. – А вот!

Она подводит меня к устройству с переключателем, лампочками – примерно так в советских фантастических фильмах изображались компьютеры. Оказывается, надо загадать два числа, потом что-то к ним прибавить, результат на что-то поделить, а потом щелкаешь тумблером – и аппарат угадывает два твоих начальных числа!

– Экспозиция этого музея оказалась выше моих ожиданий, – признал проректор АлтГПУ по учебной работе Геннадий Абрамкин. – Я питаю особую любовь к истории физико-математического факультета и с горечью думал о том, что мы выбрасывали ту технику, которая могла рассказать нам об истории. Я думал, что мы эту технику потеряли безвозвратно, но теперь я вижу, что музей сохранил многие экспонаты, которым нет цены. И я уже понимаю, что мне есть что подарить музею…

Николай Белоусов, гость из Алтайского государственного технического университета, в поздравительной речи сказал:

– Хорошо, что сохранились такие пассионарии, как Павел Ильич. Сегодня на физматах лежит особая ответственность за судьбу России. Возрождение, в том числе инновационное, страны в значительной степени зависит от физматов педагогических вузов.

«Бонусом» к постояной экспозиции музея прилагаются еще шестьдесят оптических устройств – это и водоналивная линза для старинного советского телевизора КВН-49, и эпидиаскоп, предназначение которого нынешнему юному поколению тоже придется долго объяснять. А еще линзы, объективы, старые фото и кинокамеры.

В ближайших планах – задействовать музей в фестивале науки, а также использовать его для непрерывной педагогической практики, ведь здесь интересно будет и детям, и студентам!

Фоторепортаж