Гаджеты и котики. Проект «Цифровая школа» работает в Алтайском крае

13:00, 11 сентября 2018г, Образование 1948


Гаджеты и котики. Проект «Цифровая школа» работает в Алтайском крае Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

АКИПКРО – региональный центр формирования нового педагогического опыта. Институт знакомит с цифровыми образовательными технологиями педагогов края.

В рамках национального проекта «Образование» разрабатывается проект «Цифровая школа», паспорт которого Министерство просвещения РФ анонсировало в 2018 году. О «Цифровой школе» не раз говорила в своих интервью министр Ольга Васильева. Основной целью проекта является формирование у учеников компетенций в области цифровых технологий средствами новой образовательной среды. Этот проект касается обучения и учителей, так как сегодня невозможно однажды получить знания в сфере цифровых технологий и использовать их всю жизнь.

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования знакомит педагогов с цифровыми технологиями, выпускает образовательные продукты с элементами дополненной реальности. О своем взгляде на цифровое будущее образования рассказал Максим Костенко, ректор АКИПКРО.

«Мобильники забрать нельзя вернуть»

– Еще в прошлом году проект с таким названием мы представляли на конкурс «Серебряный Лучник – Сибирь». Запятую в названии педагоги и ученики со временем поставят сами. Цифровую среду нужно воспринимать как данность, как условие функционирования современного общества. Если хотите –  как вызов образованию со стороны общества, как задачу, требующую решения.

«Цифровая школа» – это не только использование гаджетов и современных технологий. Это и цифровая среда школы (электронные журналы и дневники, контроль посещаемости, успеваемости, качества знаний и др.). Но самое главное в этом проекте, на наш взгляд, – это наполнение глобального информационного пространства качественным содержанием образовательного характера и помощь в навигации для всех участников образовательного процесса – директоров школ, педагогов, родителей, учеников.

«Цифровая школа», по замыслу создателей этого проекта, должна стать полезной всем. Ученикам – чтобы повысить интерес, мотивацию к учебе за счет новых технологий, использования гаджетов. Чтобы не остаться в стороне, если заболел, и получить те же самые знания, что и одноклассники на уроках. Родителям – чтобы быть включенными в образовательный процесс, иметь большой выбор образовательных ресурсов, уметь ими пользоваться, чтобы оказывать содействие ребенку в учебе. Учителям – чтобы предоставить нужный образовательный контент в цифровой форме для создания интересных уроков и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов для учащихся, чтобы снизить административную нагрузку и передать цифровым сервисам часть рутинной работы (например, по проверке работ), а также для того, чтобы повышать свою квалификацию. В перспективе (можно смело предположить) благодаря цифровой школе у учителя станет больше времени именно для поиска, развития и творчества в профессии. В более глобальном контексте внедрение цифровых технологий в России очень важно, так как это должно способствовать формированию устойчивой и современной структуры экономики.

Конкуренция с котиками

– Раз уж мы признали, что цифровая среда – это современная реальность, то давайте признаем, что полезному контенту приходится конкурировать с несерьезным – например, с котиками, развлечениями. Внимание детей чаще всего обращено к тому контенту, который кажется нам поверхностным и бесполезным. Хотелось бы верить в то, что цифровой образовательный контент котиков все же победит. Очевидно, что он оживляет внимание учеников. Если наше поколение спокойно читало объемные книги без иллюстраций и воспринимало эту информацию, то современный ученик нуждается в других якорях внимания, переключении его на нечто яркое. Клиповое мышление уже признается не недостатком, а особенностью нынешнего поколения учащихся, с которой нужно работать. В будущем эта особенность позволит детям выбирать и использовать самые разные инструменты для обработки необходимого объема информации. Благодаря им у них будет больше времени и сил на творчество.

Проект «Российская электронная школа», на который мы ориентируемся при реализации своих инициатив, оживил понятие «атомарный контент». Атомы в данном случае – единицы содержания, из которых может состоять урок, на них строится освоение материала, они помогают учителям в «гранулированном» формате организовывать обучение и обеспечивать продуктивное движение в предметное содержание, давать ученику точки рефлексии изученного в контексте его индивидуального образовательного маршрута.

Как нам кажется, такой атомарный цифровой контент опытному и творческому учителю помогает сделать уроки увлекательнее. Учителю с меньшим опытом он может оказать реальную помощь в построении урока, поможет внедрить методику «перевернутого класса» (теория дома, практика в школе).

Мы провели для педагогов серию семинаров «Цифровые каникулы», представили ряд современных цифровых образовательных платформ и эти свои предположения проверили экспериментально. Цифровизация действительно в первую очередь снимает часть нагрузки с учителя в рутинных процессах, высвобождает время для творчества. Ему не нужно проверять тетрадки с контрольными работами, так как они в виде тестов и кейсов зашиты в образовательную оболочку. Динамика успеваемости каждого ученика фиксируется в электронном портфолио. У родителей не остается повода упрекать педагога в субъективизме, «придирается – не придирается». Потому что все прозрачно, очевидно, удобно. Именно сельские педагоги первыми оценили достоинства системы. Стоит открыть профайл, и сразу видно, кто из детей как работал дома. В этот сегмент вписывается и тема внеурочной работы, требующая от педагога больших эмоциональных и душевных затрат. Но теперь можно общаться с учениками в школьных чатах или создать свой собственный учительский проект.

Летние каникулы – цифровые

– В течение двух лет АКИПКРО выстраивает свой маршрут по поддержке педагогического сообщества края в цифровизации школьного образования. В основе – проект «Алтайская электронная школа». К нему подключаются педагоги, которые стремятся к новациям в своей работе и не боятся экспериментировать на уроке. Многие школы края в новом учебном году готовы реализовывать проект «Цифровая школа» в том или ином формате. Перед АКИПКРО стоит задача подготовки педагогов к этому процессу.

Над этим направлением в АКИПКРО работает несколько подразделений: лаборатория цифровой педагогики, отдел медийных и электронных проектов, 3D-лаборатория проектной деятельности.

У института есть экспериментальная образовательная среда – система дистанционного обучения на платформе LMS Moodle, где у педагогов есть возможность создавать уроки с помощью элементов системы. В этом направлении активно работает лицей № 8 Новоалтайска – педагоги лицея организовали сопровождение для семейного и надомного обучения, для поддержки подготовки к олимпиадам, создают мини-курсы для сопровождения уроков математики, русского языка, шахмат, даже «Как подготовиться к велопробегу». Учителя знают, как проектировать индивидуальные образовательные маршруты с помощью системы заданий по подготовке к олимпиадам. Цифровая образовательная среда АКИПКРО дает учителям края хороший поддерживающий контекст, мы стремимся выйти на такой уровень, чтобы оказывать тьюторскую поддержку индивидуально каждому слушателю.

На нашем портале есть веб-проекты, которые позволяют организовать исследовательскую деятельность, – например, связанные с археологией и культурным

наследием Алтая. Здесь можно ознакомиться с видеолекциями ведущих профессоров алтайских вузов, выполнить задание, пройти тест, задать на форуме профессору вопрос. Если учитель сам зарегистрируется, будет курировать какую-то команду, то мы сможем предоставить гостевой доступ его ученикам. Цифровое образование – это средовое задачное обучение, где можно по этому принципу организовать также исследовательскую деятельность. А это уже возможность для самоопределения. У детей есть шанс под чутким руководством учителя нащупать те области, которые им интересны и где они хотят развиваться.

Вместе с педагогами мы апробируем методику работы с чат-ботами в образовании. В рамках курсов «Новые подходы подготовки к ГИА и олимпиадам по истории» педагоги учатся и учат детей, как распознавать визуальные изображения (исторические карты, произведения художественной культуры, персоналии и пр.). На основе этого изображения дается задание – например, работа с картой для определения изменения границ какого-либо события, допустим, изменение линии фронта в годы Великой Отечественной войны или работы с дискуссионными вопросами геополитики. Наши наблюдения показали, что учителя, которые задают множество продуктивных вопросов своим ученикам, дают им кейсы с возможностью найти и самим обработать информацию для получения выводов, склонны создавать атмосферу в классе, наполненную оживленными дискуссиями, в которых учащиеся в конечном итоге узнавали больше.

Мы издали ряд учебных пособий с региональным компонентом и элементами дополненной реальности. Эти пособия рассказывают о литературе, истории, геграфии Алтайского края, его связи с космической наукой и практикой. В электронном виде они представлены на одной из федеральных электронных платформ. Развивая тему геймификации образования, мы применяем технологию дополненной реальности в других образовательных продуктах – в играх.

В Год кино мы разработали интерактивную игру «Земляки», посвященную уроженцам Алтайского края, которые стали известны благодаря своим актерским, режиссерским работам в кинематографе. В настоящее время в рамках краевой целевой программы по заказу Главного управления МЧС России по Алтайскому краю разработали игру «Формула безопасности» для дошкольников и школьников. Специалисты института сейчас разрабатывают курс «Основы кибербезопасности» для 2 – 11 классов, который представят осенью на региональном ИТ-форуме.

Для учителей проводятся курсы «Цифровой контент и мобильные технологии в образовании» – за лето прошло обучение более ста человек, – курсы «Электронный контент и медийные технологии в образовании». Напомню также, что педагоги края получили доступ к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина – открыты электронные читальные залы в АКИПКРО и в семи образовательных округах Алтайского края.

В институте был открыт 3D-кинотеатр, в котором в рамках курсов мы показываем возможности применения 3D-контента в образовании – это и мобильный планетарий, и виртуальные экскурсии, и демонстрация 3D-фильмов.

Цифровая педагогика и мобильные образовательные технологии – перспективные направления партнерства Московского педагогического государственного университета – главного педагогического вуза страны – и Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. В августе мы подписали соглашение о сотрудничестве с МПГУ в области дополнительного образования обучающихся и педагогов, в том числе в сфере информационных технологий в рамках федеральной инновационной площадки и проекта «Использование потенциала инновационных учебных пособий и ресурсов региональной электронной школы в целях повышения качества образования». Среди предполагаемых направлений сотрудничества – цифровая педагогика и мобильные образовательные технологии в образовании; граждановедческие и культурологические проекты с использованием ресурсов Президентской библиотеки; «цифровые каникулы» для учителей и школьников: микрообучение в целях популяризации возможностей электронного обучения, проектная и научно-исследовательская деятельность; использование возможностей технологий дополненной реальности в образовании и издательской деятельности; составление культурологических интерактивных карт; достижение метапредметных результатов обучающихся посредством формирования информационной культуры.

Все эти технологии и ресурсы стали доступны алтайским педагогам благодаря реализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2018 году.

Учитель vs Интернет

– Сможет ли искусственный интеллект вытеснить человека из профессии учителя? Не сможет. Созданная с помощью цифровых ресурсов карта урока – это еще не весь урок, важна еще и личность учителя, а также особенности взаимоотношений учеников между собой, ученика и учителя, родительского сообщества. Грамотный, неравнодушный, способный ответить на запрос общества, увлечь и повести за собой школьную команду – таким был и останется школьный учитель. Даже если дети получают знания в режиме семейного образования или больничного обучения (и «Цифровая школа» здесь также поможет), то все равно нужен тьютор-педагог. Педагоги все-таки в систему обновления знаний включены профессиональным образом.

«Цифровая школа» – по сути новый институт образования, он дает возможность апробировать новые виды образовательной деятельности, адекватен условиям времени, тем профессиям, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Елена ДМИТРИЕВА

 
Фоторепортаж