Где найти источники роста для алтайской промышленности?

13:00, 03 мая 2018г, Общество 1184


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Общая ситуация в сфере промышленного производства и энергетики в регионе характеризуется как стабильная, – заявил начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике Владимир Локтюшов, выступая перед депутатами АКЗС на «правительственном часе».

Причины замедления

Парламентарии задали начальнику управления вопросы, касающиеся фундаментальных процессов, происходящих в промышленности и энергетике региона, а также поинтересовались судьбой конкретных предприятий, их насущными проблемами.

Владимир Локтюшов рассказал, что анализ текущей загрузки крупных предприятий Алтайского края показывает исчерпание возможностей дальнейшего роста в традиционных отраслях. И причины замедления роста возникли не сегодня.

Дело в том, что долгое время промышленность региона развивалась, можно сказать, опережающими темпами. С 2007 года индекс промышленного производства Алтайского края достиг 133,9 %, и это с учетом двух серьезных кризисных периодов, выпавших на последнее десятилетие.

К примеру, предприятие «Кучуксульфат» в прошлом году установило исторический рекорд выпуска продукции. Месячные объемы производства «Алтайвагона» уже близки к максимальным значениям. Генерирующие предприятия энергетики второй год подряд бьют рекорды выработки электроэнергии.

– Поэтому задача поиска новых источников роста становится для нас наиболее актуальной, – сказал Владимир Локтюшов. – Здесь видится два выхода. Первый заключается в разработке и реализации крупных совместных проектов в рамках развития кластерных подходов. Тем более что государство готово оказывать поддержку. Второй путь – содействие развитию небольших компактных инновационных производств, сумевших занять свою нишу на рынке.

Докладчик отметил, что считает возможным объединение двух обозначенных выше подходов. Малые предприятия необходимо вовлекать в деятельность существующего промышленного кластера. Именно их гибкость позволяет успешно осваивать новые виды продукции.

Патовая ситуация

Многие депутаты интересовались дальнейшей судьбой Алтайского моторного завода. Владимир Локтюшов назвал вполне обоснованной тревогу парламентариев за будущее этого крупнейшего предприятия отрасли.

– Мы вашу тревогу разделяем, – заявил начальник управления. – АМЗ в очередной раз стал заложником финансовых проблем собственника предприятия – концерна «Тракторные заводы». Откровенно говоря, наш завод всегда был в роли нелюбимого пасынка. Доходило до того, что техника собственных предприятий концерна не комплектовалась в полном объеме двигателями АМЗ. Напрямую же алтайскому предприятию принимать и отпускать заказы сторонним потребителям в реально существующих объемах просто не разрешалось. Теперь, когда весь концерн оказался на грани краха и идет речь о передаче его управления корпорации «Ростех», вопрос дальнейшего существования АМЗ вышел уже на государственный уровень.

По его словам, заинтересованность в сохранении дизельного производства на площадке Алтайского моторного завода публично высказали несколько предприятий, в том числе «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод.

Владимир Локтюшов подчеркнул, что благодаря значительным усилиям удается до настоящего времени обеспечивать работу производственного комплекса АМЗ в автономном режиме, сохранять кадровый костяк предприятия.

По информации докладчика, задолженностей по зарплатам на АМЗ нет. Сегодня предприятие самостоятельно работает на рынке, таким образом не исполняя приказы концерна-собственника о консервации завода и сокращении персонала. Владимир Локтюшов оценил сложившуюся на моторном заводе ситуацию как патовую.

– Несмотря на востребованность дизелей на рынке, из-за отсутствия оборотных средств, разрыва части кооперационных связей, ограничения энергоснабжения и намерения УФНС по Алтайскому краю ввести процедуру банкротства фактически производство может остановиться, – сообщил он депутатам.

Возможным вариантом решения этой проблемы может стать привлечение инвестора, способного покрыть дефицит оборотных средств и реструктуризировать долги концерна «Тракторные заводы», выкупив их у Внешэкономбанка.

Владимир Локтюшов добавил, что поиск такого инвестора в настоящее время продолжает корпорация «Ростех»:

– Как вариант таким инвестором может стать машиностроительный холдинг «Транспортные компоненты» совместно с дочерними структурами того же «Ростеха».

Механизмы поддержки

Владимир Локтюшов ответил на вопрос фракции ЛДПР о госпрограмме развития электронной и радиоэлектронной промышленности. Он отметил, что ее реализация основана на проектном подходе, направленном на сопровождение полного цикла разработки конечной продукции – от проведения научно-исследовательских работ до запуска продукта уже в серийное производство. В качестве основного механизма поддержки выступает субсидирование затрат.

– К предприятиям электронной и радиоэлектронной промышленности в Алтайском крае относятся Барнаульский радиозавод, Барнаульское СКБ «Восток» и Алтайский геофизический завод, – пояснил Владимир Локтюшов. – В настоящее время данные предприятия не реализуют масштабных инвестиционных проектов по данной тематике и, соответственно, участие в госпрограмме не принимают.

Начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике также обсудил с депутатами вопрос приватизации «Алтайкрай-энерго».

– Это ведущая сетевая компания края, – заявил Владимир Локтюшов. – Она обеспечивает электроэнергией 12 тысяч юридических лиц, 314 тысяч частных абонентов. Сама компания и ее филиалы обслуживают более 8 тысяч километров сетей, более 3 тысяч трансформаторных подстанций в 97 городских и сельских населенных пунктах края. Сегодня сетевая компания работает рентабельно. Не имеет просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. Нет у нее и задолженности по налогам и перед работниками по зарплате. Вместе с тем при принятии решения о продаже одного из крупных краевых активов мы должны быть уверены в эффективности работы компании после ее продажи. Балансовая стоимость активов достаточно велика, и покупатель должен будет заплатить за них реальную цену.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж