Главное богатство Алтая

15:00, 21 июля 2017г, Туризм 2820


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В рамках VIII Столыпинской конференции «Экономика cибирских регионов: выбор приоритетов» был проведен выездной тур, в ходе которого прибывшие в Алтайский край эксперты ознакомились с опытом нашего региона в сфере развития сельского туризма. Организаторами тура выступили Министерство экономики Алтайского края совместно с управлением региона по внешним связям, туризму и курортному делу. Одним из участников этой поездки был руководитель центра устойчивого развития сельских территорий профессор Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева Александр Мерзлов. Сегодня он гость газеты «Алтайская правда».

По зову корней

– Александр Александрович, вы были в нашем крае не один раз, являетесь инициатором создания в регионе в 2016 году Ассоциации развития сельского туризма «Крестьянское гостеприимство». Просветите наших читателей, в чем заключаются задачи этой организации.

– «Крестьянское гостеприимство» – хорошо узнаваемый международный бренд. Идея его основателей заключалась в том, чтобы позволить туристам познакомиться с работой селян, их образом жизни и окружающей средой, природой и культурой через гостеприимство и взаимный обмен. В отличие от других известных международных агротуристических сетей, вступление в которые для большинства российских гостевых домов затруднительно из-за строгих стандартов, концепция «Крестьянского гостеприимства» заключается в том, что излишние стандарты снижают разнообразие сельской жизни.

Этот бренд позволяет проводить сертификацию не только гостевых домов, но и охотничьих заимок, рыбацких домиков, даже юрт. А кроме того, это сертификация еды – крестьянских столов, отдельных блюд. Если говорить в целом, цель ассоциации состоит в прекращении исхода людей из сельской местности в города.

– Вы считаете это возможным?

– В отдельных странах это было возможно. К примеру, «Крестьянское гостеприимство» в Бразилии получило приз ООН за поддержку крестьян. У нас пока сложно, но мы пытаемся что-то сделать за счет получения крестьянами дополнительного источника заработка.

– Но есть ли вообще необходимость удерживания людей на земле, ведь сейчас для ее обработки требуется намного меньше рабочих рук, чем это было раньше?

– Крестьянство – это не просто, скажем так, профессия. Это целая цивилизация, культура. Да, она понемногу уходит, еще 100 лет назад 90% населения во всем мире были крестьянами, сейчас этот процент на порядок меньше. Но, по счастью, человек так создан, что чем больше будет современных городов и суперинтенсивных технологий в сельском хозяйстве и других сферах, тем больше нас будут звать наши корни, тем сильнее будет хотеться приехать в самую красивую деревню.

Турпродукт отменный

– Вы посетили гостевые дома членов Ассоциации «Крестьянское гостеприимство» в Алтайском, Смоленском, Солонешенском и Чарышском районах, кроме того, эксперты ознакомились с туристическими услугами в сельских гостевых усадьбах, претендующих на вступление в «Крестьянское гостеприимство». Каковы впечатления?

– Целью в этот раз было посмотреть, как ассоциация прижилась на Алтае,  как она себя чувствует.

– И как?

– Ребята просто молодцы, они состоялись, создали очень хороший турпродукт. У нас получился замечательный тур, который начался со Старобелокурихи, где мы побывали у хозяйки гостевого дома Юлии Колмогоровой. Она замечательно готовит, у них симпатичный домашний формат, все на хорошем уровне. Дальше – к Кокориным в Солоновку. Они делают не похожие ни на что, просто бесподобные сыры штучной ручной работы. Потом в парапланерный кемпинг «Бобровая заимка» к Владимиру Митину. Он президент Региональной общественной организации «Федерация спорта сверхлегкой авиации Алтайского края «Крылья Сибири». Предлагал и мне на параплане полетать, но я как-то не сподобился, о чем теперь жалею.

Были также в гостях у Андрея Сизинцева, председателя Ассоциации «Крестьянское гостеприимство – Алтайский край». У него маралятник, прекрасная гастрономия. Даже я, специалист по гастрономии, сделал для себя открытие. Мы ели трехмесячную баранину, маринованную в хлебе…

– Вам довелось побывать во многих странах мира, посмотреть, как развивается проект «Крестьянское гостеприимство» там. Есть ли у нашего края на этом фоне какие-то особенные конкурентные преимущества?

– Я бы никогда не стал называть Алтайский край второй Швейцарией, как это делают некоторые,  поскольку он на нее совершенно не похож. Швейцария – это маленькая страна с высокой плотностью населения, и там совершенно другие пейзажи, маленькие форматы полей. Здесь – простор. Главное богатство вашего региона, на мой взгляд, – это неизмененная природа. Но, к сожалению, с ней мы пока не очень умеем дружить. Утрата сельского наследия, насилие сайдинга, профлиста, исчезновение вашего исторического сельского стиля очень сильно подрывают потенциал развития сельского туризма. Кстати, в Европе сайдинг уже запрещен. А у нас как эпидемия развивается. Мы даже проводили в прошлом году конференцию «Богатство, которое мы не замечаем», для того чтобы разъяснить людям ценность того, что они имеют.

Сейчас инвестиции в основном идут на крупные объекты. На мой взгляд, очень важно делать мелкие инвестиции, поскольку такой тип рассредоточенного туризма активизирует потенциал всей территории, а не только курортных зон. Каждый объект «Крестьянского гостеприимства» – это полюс развития определенной территории, поскольку задействуются жильцы всех окружающих домов. Откуда-то люди берут мёд, покупают мясо, молоко. Это в определенной степени придаёт устойчивость сельской экономике.

Со столицей в Алтайском крае

– Есть раскрученный бренд, а есть маленькое село Беккердиновка в степном Славгородском районе. Кто туда поедет?

– Со временем поедут и туда, если приложить к этому усилия, поскольку сегодня это очень большой тренд в мире. 70% французов отдыхают в сельской местности, это модно. Люди нашего поколения и старше любили выехать на курорт, в санаторий на побережье, пожариться на берегу. Сейчас это совершенно не модно. Сейчас молодые люди более динамичны, они хотят двигаться, хотят окунуться в местную культуру. На велосипеде с рюкзачком прокатиться по колку. Они хотят пожить немного как алтайские селяне. «Крестьянское гостеприимство» позволяет познакомиться с вашей крестьянской культурой, поскольку она очень интересна. Да, она исчезает, но всё, что в дефиците, становится популярным.

– В какой мере «Крестьянское гостеприимство» пользуется поддержкой государства?

– Село – такая сфера, где проблемы накапливают десятилетиями, кавалеристской атакой их не решить, это системная постепенная работа, которой мы и занимаемся. Еще в 2014 году мы вошли в перечень успешных проектов Министерства культуры по сельскому туризму, надеемся, что людям, объединившимся в ассоциацию, будет проще продвигать свои интересы и отстаивать свои права, чем поодиночке. Алтайский край стал первым регионом в России, который получил приглашение в Международную агротуристическую федерацию «Крестьянское гостеприимство». Теперь в нее выказали желание вступить еще несколько регионов, скажем, Тыва, представители которой принимали участие в нынешней Столыпинской конференции. Далее возможно объединение нескольких регионов в крестьянскую федерацию России со столицей в Алтайском крае,  поскольку нечего по сельскому туризму делать в Москве. Затем это объединение войдет в Международную федерацию «Крестьянское гостеприимство».

– Найдутся средства для такого проекта?

– Я надеюсь, что это будет не очень затратный проект. А самое главное – от него большая отдача. Люди пристроены, территория 
обустроена. Когда мы инвестируем в массовый туризм, это очень высокие риски. Модель «Крестьянского гостеприимства» более устойчивая. Ею пользовались Италия, Франция, Швейцария, и хуже от этого им не стало. И большие курорты должны быть, и такой вот рассредоточенный,  более социально ориентированный туризм.

СПРАВКА
Агротуристическая федерация «Крестьянское гостеприимство» (Аccueil Paysan) объединяет крестьян всего мира. Сейчас в составе федерации 51 ассоциативный член и 1500 индивидуальных членов из 31 страны. Федерация имеет свою защищенную марку и разработанный логотип, которым могут пользоваться все члены федерации.

Фоторепортаж