И ещё раз Майорка

17:04, 21 декабря 2017г, Культура 1534


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В павильоне современного искусства «Открытое небо» открылась несколько неожиданная для предновогодней поры выставка летних пленэрных работ.

Шестнадцать художников – профессионалов и любителей выехали прошлым летом в село Майорка Чарышского района буквально на несколько дней (причем не впервые). И нынешняя экспозиция «Майорка-2017», в которую вошли десятки живописных пейзажей и портретов, а также работы этюдного плана, стала своего рода отчетом о маленьком путешествии за светом, воздухом и новыми эмоциями. На вернисаже шутили о созвучии названий далекого алтайского села и европейского курорта, читали стихи собственного сочинения и пытались объяснить зрителям, почему без пленэров художнику нельзя. Но куда лучше об этом говорят работы, фиксирующие в сущности простейшие вещи на свете: залитые солнцем долины, прохладные камни в ручье, раскисшую после дождя дорогу, меланхоличных свиней, закат или надвигающуюся грозу.

В составе этих шестнадцати человек не оказалось председателя правления Союза художников Алтая Дмитрия Петренко, но и у него, как выяснилось на открытии выставки, есть личные воспоминания о чарышской природе.

– В тот день, когда ударили по американским высоткам, 11 сентября, мы с художником Евгением Олейниковым как раз поехали в эту Майорку. И пока весь мир боялся тер­актов, мы как будто попали в рай и с тех пор глубоко, сильно и по-настоящему полюбили это село. Вот и этот пленэр был всего на три дня, а эмоций вы получили, думаю, не на один месяц, – сказал Дмитрий, обращаясь к коллегам. – Не будь я председателем правления, ездил бы с вами с удовольствием. Просто я сейчас смотрю и завидую, потому что все написанное вами помню.

Действительно, бывавшие в том краю узнали в прозрачных акварелях Евгения Скурихина и характерный домик на отшибе, и как будто даже светловолосую сельскую девочку – очень уж знакомый типаж. Другие натурные работы на выставке, напротив, позволяют увидеть в неожиданном свете (и цвете) и село, и писавших его известных художников, как, например, кипящая оттенками розового, желтого и зеленого «Майорка. Вечерний пейзаж» Евгения Югаткина.

Портретам здесь уделено больше внимания, чем можно было ожидать. Открывает экспозицию большая работа «Судьба непростая» куратора пленэра Ольги Мирончук – это портрет местного художника-любителя Сергея Латкина, в гостеприимном доме которого разместились барнаульцы. Мирончук принадлежит и портрет «Девочка-лето». И есть в экспозиции стремительные, очень обобщенные акварельные зарисовки детей (тут многое объясняют фотографии, документирующие жизнь барнаульских художников на выезде: кажется, почти все время они были окружены любопытствующими ребятишками).

– Традиция пленэров продолжается, при этом все пленэры разные: другие коллективы, другие отношения, другая погода, – говорит художник Евгений Скурихин. – Когда я был в Майорке первый раз, было пасмурно, а здесь повезло с солнцем и мы работали полных два дня. А в конце пленэра было высказано пожелание делать выставку – в качестве благодарности жителям села, это очень важно! Когда от ребенка слышишь: «Да мы вас ждали четыре года!» – чувствуешь уже другую ответственность художника – передать хотя бы часть этой радости самому первому зрителю.

– Бывший Выставочный зал Союза художников периодически принимал выставки «Пленэр», потому что наши художники разъезжались кто во Францию, а кто в Горный Алтай, – вспоминает искусствовед Любовь Шамина. – Вообще, если вспомнить историю искусства, долгое время пейзаж считался «низким жанром», который не признавала Академия художеств. Разве что художник писал Италию, там красиво. А кому был нужен этот «серенький ситец небес»? Но в XIX веке оказалось, что Россия у нас красивая, столько прекрасных мест! И сегодня пейзаж – это определенно наш национальный жанр. И ведущий в алтайском искусстве.

Кстати, по словам Дмитрия Петренко, в Союзе художников зреет идея подать заявку на грант, чтобы в следующем году организовать сразу три пленэра в пределах Алтайского края. Пока в планах художников коллективные поездки в Сростки, Колывань – и еще раз в Майорку.

Фоторепортаж