Всемирный курултай башкир собрал 400 участников

17:00, 17 декабря 2015г, Общество 3050


1
1

В конце ноября в Уфе прошел IV Всемирный курултай башкир, собравший 400 участников. Делегатом от Алтайского края стал доцент кафедры гуманитарных наук АГМУ, кандидат исторических наук Тимур Аюпов.

Осмысление истории

– Тимур Маратович, в чём выразилось ваше участие в работе этого форума?

– Во-первых, меня избрали в состав редакционной комиссии – органа курултая, сформированного для обобщения предложений и замечаний по проектам итоговых документов. Я принял участие в работе секции «Историческое и духовное наследие как фактор развития башкирского народа в современных условиях», а также в двух Всероссийских научно-практических конференциях: «Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели национально-государственного строительства» и «Актуальные проблемы диалектологии языков народов России», организованных республиканскими отделениями РАН.

Кроме того, с председателем Башкирского культурного центра Новосибирской области Рафгатом Тагировым обсудили перспективы налаживания поставок на Алтай целебного напитка из цельного кобыльего молока «Кумыс», производимого племзаводом «Ирмень» (Ордынский район) по традиционной башкирской рецептуре с использованием закваски болгарской и ацидофильной палочек.

– Когда на территории нашего края появились башкиры?

– Предгорья Алтая многие исследователи считают прародиной древних тюрков, от которых берут начало и башкиры. Поэтому даже выделяется версия, трактующая этноним «башкорт» в значении «люди с реки Башкаус», что протекает в Горном Алтае. Однако в досоветский период в этой части Сибири представителей башкирского народа практически не было. Первые группы башкир появились в Алтайской губернии вместе с беженцами от голода, поразившего Поволжье в начале 1920 годов. Многие из них оседали в городах, где прокормить семью было легче. В послевоенное время количество башкир в регионе стало неуклонно увеличиваться за счет выходцев с Приуралья, приехавших в край для строительства промышленных объектов и их дальнейшего освоения. Перепись населения 1989 года зафиксировала в регионе около 800 человек башкирской национальности. В нестабильные 1990 годы приток выпускников вузов Башкирии в Сибирь прекратился, а многие башкиры, преимущественно трудовые мигранты, вернулись на родину. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Алтайском крае проживают 559 башкир, большая их часть родным языком считает башкирский, хотя и происходит постепенная ассимиляция с другими этносами при смешанных браках.

Известные земляки

– Тимур Маратович,  несколько лет назад в Барнауле действовала организация «Центр башкирской культуры «Курай», а теперь о ней почему-то ничего не слышно. Но я постоянно вижу представителей башкирской диаспоры на татарских праздниках…

– Действительно, культурный центр существовал с 2004 года, однако в последние три года из-за болезни руководителя и отъезда некоторых её активных членов он прекратил своё существование. Поэтому мы принимаем участие в мероприятиях татарских национально-культурных организаций (Сабантуи, концерты, религиозные праздники). Кстати, курай – это наш национальный инструмент наподобие длинной флейты с характерным шелестящим звуком. Его изготавливают из сухого полого стебля зонтичного растения. Башкиры расселены практически по всей территории Алтайского края, но относительно компактно они проживают в Барнауле, Бийске, Новоалтайске, Камне-на-Оби. Несмотря на малочисленность, этот народ оставил свой след в истории Алтайского края.

Галия Имашева, родившаяся в Камне-на-Оби, – советский театральный художник, народный художник РСФСР. За оформление спектакля по трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения» Г. Имашевой в 1968 году было присвоено звание лауреата Государственной премии им. К. Станиславского.

В 1952 году в Барнауле родился Зыфар Хакимов. Последние 18 лет является главой администрации Демского района столицы Башкирии. Наверное, любители спорта помнят, что в 2001 – 2005 годах одним из лучших игроков хоккейной команды «Мотор» (г. Барнаул) был Эрнст Салишев.

Борис Кадиков (1932 – 2010) – историк, краевед, видный деятель культуры г. Бийска. Борис Хатмиевич постоянно организовывал археологические и этнографические экспедиции в Горный Алтай, углубленно изучал алтайские петроглифы, в том числе первым начал систематическое изучение и копирование петроглифов урочища Калбак-Таш. Он сыграл ключевую роль в формировании музейной коллекции и экспозиции, посвященной кумандинцам.

Можно назвать ещё несколько имён, известных в крае. Уроженец Башкирии Фагим-хазрат Ахметгалиев сегодня председатель Духовного управления мусульман Алтайского края, главный имам Соборной мечети г. Барнаула. Марьям Сафиуллина в 2004 году организовала и возглавила Алтайскую краевую общественную организацию «Центр башкирской культуры «Курай».  Активное участие во всех национальных праздниках и мероприятиях принимали доктор технических наук, профессор кафедры электрификации производства и быта энергетического факультета Алтайского технического университета Агзам Мусин, заместитель председателя совета общественной организации «Местная национально-культурная автономия татар г. Барнаула» Закир Сагитов, директор компаний «Ак Барс» и «Алтай Альянс» Шамиль Камалов и другие.

Клуб и ансамбль

– Тимур Маратович, каковы ваши дальнейшие планы?

– Очередной Всемирный курултай башкир стал толчком к активизации общественной деятельности диаспоры края. Появились новые планы. В первую очередь наша инициативная группа планирует открыть на базе Татарского культурного центра клуб башкирской культуры и свой фольклорный ансамбль. Как специалист-историк, я собираюсь оказать методическую и практическую помощь в пополнении экспозиции местного краеведческого музея экспонатами быта и культуры башкирского народа. Кстати, из Уфы я привёз национальный музыкальный инструмент курай, подаренный известным мастером Мусой Нурдавлетовым из Республики Марий Эл.

Фоторепортаж