IT-Tимур и его команда

17:30, 05 июля 2016г, Общество 2807


1
1

В рамках Международного форума «Электронная неделя на Алтае» прошло несколько мероприятий, посвященных информатизации образования.

Как родственники

Третий слет IT-тимуровцев Алтая собрал в парк-отеле «Чайка» около 150 человек – участников из школ Барнаула, Бийска, Тюменцевского, Косихинского, Павловского и Алтайского районов, а также экспертов из других регионов.

Координатор движения, директор центра проектных решений общественно-активных школ Алена Митина говорит, что обучение пожилых людей компьютерной грамотности в общественно-активных школах края началось с момента поступления техники в учебные заведения. За это время было воспитано не одно поколение ребятишек, обучавших пенсионеров. Однако в движение IT-тимуровцев пока входит только 12 школ края. Сейчас их воспитанники учат пожилых людей пользоваться сайтами госуслуг и онлайн-сервисами банков.

– Наша задача – не просто найти добровольцев, которые будут обучать пожилых, но и предложить им попробовать себя в роли организаторов учебного процесса и социального взаимодействия, в качестве специалистов службы IT-безопасности. А благодаря экспертам, которые к нам приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Томска, Омска, Красноярска, у таких слетов всегда есть своя специфика. В этот раз наши тимуровцы учатся ориентироваться на местности с помощью гаджетов, изучают приложение «Смартфон на страже здоровья», с помощью которого можно измерить артериальное давление. Проходят мастер-классы по оказанию психологической поддержки пожилым людям.

Бийская школа № 17 присоединилась к движению IT-тимуровцев с момента его основания.

– Самую первую группу было сложно набрать, – вспоминает завуч Марина Голощапова. – Мы тогда попросили детей обойти соседей-пенсионеров, рассказать о проекте родным бабушкам и дедушкам, а также начали учить наших техничек и поваров. И вот три года спустя у нас уже очередь из желающих учиться, а в администрацию Бийска звонят с жалобами, что в других районах такой услуги нет. К сожалению, другие школы Бийска пока не поддерживают эту инициативу, это же все бесплатно, а волонтерское движение организовать сложно.

Учитель начальных классов Наталья Бабинчук добавляет: «Нашим детям это действительно интересно. Они, например, ходили со своими учениками-пенсионерами в офисы Сбербанка, где обслуживание идет через специальные банкоматы, чтобы показать, что те уже все умеют сами. Ну а бабушки им пироги пекут, стали почти как родственники».

Профессии будущего

Среди гостей форума был представитель африканского дипкорпуса – посол Республики Бенин Анисет Габриэль Кочофа. Он выразил восхищение юными IT-тимуровцами и их педагогами. «Ваша миссия несет добро, знания и делает людей счастливыми, – сказал посол. – Сегодня в Африке из 100 человек только у семи есть кошелек, только у одного – компьютер. И только 10 человек из ста хотя бы раз в жизни выходили в Интернет… Я хочу вам сказать спасибо за такое движение, за такой патриотизм». Он пожелал волонтерскому движению стать международным и даже пообещал желающим просвещать жителей Африки быстрые визы.

От имени IT-сообщества участников приветствовал Юрий Шойдин, член правления Российского союза директоров ИТ, член экспертной сети EXPINET:

– Мы родились, когда кнопочный стационарный телефон был в новинку. Когда вы родились, у вас уже был компьютер. Ну а нынешнее поколение не застанет того времени, когда не было смартфонов, и для них будет странным, как можно информацию не получать буквально «из кармана». И особенности того времени, когда мы рождаемся, накладывают большой отпечаток на наше образование и дальнейшую деятельность.

Например, за последний год мировая стоимость роботов снизилась на 27% – это значит, что в сетях общепита скоро не будет работать ни один студент… У вас интересное будущее, в котором вы можете найти свое место, ну а мы готовы вам помогать.

Генеральный директор АНО «Центр современных образовательных технологий» Сергей Буланов в продолжение этой темы говорил о важности понимания педагогами того, к чему нужно готовить детей:

– Сегодня профессия бухгалтера отмирает, хотя мамы еще советуют детям, что это такая крепкая должность – «без денег не останешься». На что же тогда ориентироваться? Мы поговорим, какими компетенциями должны обладать дети, чтобы претендовать на перспективные профессии.

Время роботов

На выставке «Образовательная робототехника XXI века» всё шуршало, жужжало и куда-то ехало. Были представлены модели самолетов и ракет, роботы-конструкторы на разных платформах, а также примеры того, что можно сегодня распечатать на 3D-принтере.

Генеральный директор центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Интеркот» Сергей Умбетов в числе прочего представил протез для детей, потерявших кисть руки:

– Это разработка нашей команды – мы ведь не только обучаем детей, но и создаем достаточно серьезные проекты. С помощью такого протеза можно брать, сжимать какие-то предметы. Он изготавливается индивидуально, очень легкий, прочный и при этом дешевле существующих аналогов – в районе 5 тысяч рублей. Это важно, поскольку дети растут и протезы нужно периодически менять. Сейчас проводим тестирование и, если результаты нас устроят, будем задумываться о взаимодействии с лечебными учреждениями края. Другой наш проект – электронный поводырь для слепых.

В это время старшеклассники из новосибирской школы № 165 представляли мехатронные станции. Школьник Ваня Цветов рассказал, что точно такие же большие станции используются на заводах. Вообще же новосибирская школа представляла на форуме свои достижения в ранней профориентации детей и развитии инженерного образования в средних и старших классах, которые весьма впечатлили алтайских коллег.

А одиннадцатиклассник из Сухо-Чемровской школы Целинного района Павел Филатов рассказывал об опыте работы с аппаратной платформой Arduino, предназначенной для разработки электронных устройств. Его учитель Владимир Анисимов говорит, что робототехникой в небольшой сельской школе (всего около 100 учащихся) занимаются с 2012 года, сейчас в кружок ходят 15 мальчиков и девочек с третьего по десятый класс, хотя желающих больше.

– Сначала мы получили спонсорскую помощь, потом выиграли всероссийский грант и получили три комплекта по робототехнике. Помогает ассоциация «Образовательная робототехника в Алтайском крае», еще есть возможность брать небольшие суммы из инновационного фонда школы, ну и родители поддерживают, – рассказывает Анисимов о том, каким образом ему удалось организовать серьезный кружок. – Вот Паша Филатов только что вернулся из Сколково – как призер олимпиад по робототехнике он вошел в делегацию от края, которая там обучалась, видел самых современных роботов. Сейчас планирует связать свое будущее с электроникой.

Третий день «Электронной недели на Алтае» был посвящен новым технологиям обучения. Состоялось более десятка мастер-классов по конструированию, робототехнике, беспилотным летательным аппаратам, использованию цифровых лабораторий, игротерапии и т. д. На них записались около 150 человек, причем каждый мог стать участником нескольких занятий. Организаторами площадки «Информатизация образования: новые технологии обучения и управления» выступили АлтГУ и краевой институт повышения квалификации работников образования.

Фоторепортаж