Истории, рассказанные куклами

12:30, 27 апреля 2017г, Культура 2383


1
1

Художественный музей приглашает всех в «Кукольную страну» – именно так называется выставка антикварных и винтажных кукол и игрушек, которые привезла в Барнаул коллекционер Марина Белякова из Санкт-Петербурга.

В небольшом зале музея – более 500 предметов из ее богатого собрания. И это не только куклы и игрушки XIX – XX веков, но и всевозможные артефакты вроде предметов кукольной мебели, посуды или одежды, по которым легко проследить, как менялись мода и представления об уюте и хорошем вкусе в разных странах и в разные десятилетия. Расположились куклы в витринах и на потертых старых чемоданах, в которых многие из них и приехали в Барнаул: Марине Беляковой хотелось воссоздать атмосферу небольшого кукольного музея.

Вся радость в одном зале

Абсолютное большинство экспонатов – игрушки, созданные промышленным или кустарным способом. Коллекционер настаивает, что именно их, а не авторских кукол можно считать по-настоящему живыми. И эта идея кажется парадоксальной лишь до тех пор, пока вы не видите экспонаты воочию.

– Да, промышленная кукла сходит с конвейера, хотя далеко не обо всех игрушках здесь можно сказать, что их штамповали тысячами, – говорит Марина Белякова. – Вот, например, серия игрушек, которые делались в 70-е годы в СССР, так называемая интернациональная кукла. Их изготавливала фабрика в Сергиевом Посаде, и каждая кукла процентов на восемьдесят сделана вручную, такие сейчас ценятся очень высоко! Но все же главное для меня, что всеми этими куклами играли дети разных времен и народов. Представляете, какую радость они накапливали десятилетиями, даже столетиями? И вся она будет в этом зале.

Сотрудники музея говорят, что «Кукольная страна» – это выставка о детстве и воспоминаниях, о том, во что когда-то играли наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Сама Марина Белякова, окинув взглядом получившуюся экспозицию, сказала, что еще это похоже на овеществленные открытки прошлого. Сходство усиливается тем, что на каждой кукле лежит отпечаток эстетики и идеологии ее эпохи – как на советских коренастых куколках 20-х годов с крепенькими ножками и прическами каре.

Гордость коллекции, ее самый старинный и ценный экспонат – кукла Галка, ей немногим менее 120 лет. Красотка сделана из фарфора, благодаря хитро устроенным суставам у нее гнутся ручки и ножки. Рядом в витрине несколько Сонечек начала XX века, приехавших из Германии и Франции (приобретая кукол, коллекционеры интересовались именами и не меняли их, так что в экспозиции оказалось много тезок). У них живые блестящие глаза, видны крошечные зубки, они одеты в аутентичные платья, шляпки и чепчики и сидят на раритетных диванчиках или в плетеных креслицах года этак 1930-го, а рядом стоят... напольные часы для кукольного домика. Игрушки здесь не знают границ, и вот уже фабричная германская Красная Шапочка 1939 года в экспозиции соседствует с надменным советским Котом в сапогах, сшитым в 1942 году некой женщиной для своих детей из кусочков плюша.

Кукольный быт

Есть целый кукольный дом – двухкомнатный, тоже немецкий, 1930 года, в нем не только банальные стол и диван, но и трельяж, колыбель, буфет с керамической посудой и деревянными ложками. Впрочем, предметы, когда-то наполнявшие кукольные домики по всему миру, в изобилии рассеяны по витринам.

Одна из витрин полностью посвящена советским 1920-м. Марина Белякова рассказывает, что в те годы нарком просвещения Луначарский запретил производство кукол как «буржуазный пережиток». И возникли артели, которые стали изготавливать игрушки почти подпольно. В одной такой московской артели под названием «Все для ребенка» сделали малюсенький примус, синий керамический кувшин, трогательную картонную игрушку «Собачка у будки», жестяного красноармейца со свирепым лицом и тряпичного мишку – все это сейчас в музее.

Не меньшее впечатление сегодня производят игрушечная мясорубка (!), сделанная уже в середине века на Челябинском литейно-штамповочном заводе, или кукольный холодильник «ЗИЛ», тоже 1950 года, а еще утюжки, самоварчики и швейные машинки, выглядящие совершенно как настоящие.

– Основу выставки я купила у петербургского коллекционера, который собирал эти вещи 30 лет, и уже около 12 лет я пополняю ее сама, – рассказала нам Марина Белякова. – Один из основных источников коллекционирования для меня – блошиные рынки по всему миру. В Петербурге тоже есть уникальный блошиный рынок на станции метро «Удельная». Туда приходят старушки, я думаю, просто пообщаться. И в какой-то момент вы отыскиваете там старинные игрушки, которым они могут не придавать особого значения и продают недорого. А еще место встречи для коллекционеров – это ... помойка. Да-да, лет 20 – 30 назад помойки в Петербурге кишмя кишели коллекционерами, люди тогда выбрасывали много старинных вещей. Ну и, конечно, Интернет – там можно и купить, и обменяться. Правда, легко нарваться на фальшивку – сейчас очень круто подделывают антикварных фарфоровых кукол…

Очень многие куклы в этом собрании имеют свою историю, и она многое говорит об истории России. Посетителям музея обязательно расскажут про расписанный вручную дореволюционный кукольный сервиз «Товарищества Кузнецова», про куклу Люсю, которая жила в семье Владимира Немировича-Данченко (а значит, видела становление системы Станиславского, шутит Марина Белякова). Или про еще одну куклу Соню, которая жила в дворянской семье, а после революции была буквально выменяна на хлеб и поселилась в доме пекаря. Про первых американских целлулоидных пупсов, про куклу-негритенка, найденную советским солдатом в развалинах Берлина, и многие другие игрушки, которые, кстати, и сами охотно рассказывают о своем времени – стоит только прислушаться.

Фото из архива М. БЕЛЯКОВОЙ.

Фоторепортаж
Блоги