История режиссера алтайского народного театра Натальи Лукашиной

12:00, 27 июня 2021г, Культура 1405


История режиссера алтайского народного театра Натальи Лукашиной Фото №1
История режиссера алтайского народного театра Натальи Лукашиной Фото №2
История режиссера алтайского народного театра Натальи Лукашиной Миниатюра №3
История режиссера алтайского народного театра Натальи Лукашиной Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В семейном альбоме жительницы Ребрихи, режиссера местного народного театра Натальи Лукашиной, – собранные с начала ХХ века афиши, программки, вырезки из газет, фото родных людей в сценических образах. Сегодня она старшая в сельской театральной династии, основателем которой стал ее отец Фёдор Попов.

И дворяне, и крестьяне

Судьба – режиссер гениальный, хотя и не всегда милосердны ее сценарии. Рассказ о себе Наталья Фёдоровна начинает с корней. По материнской линии это род обедневших, но не лишенных талантов дворян. Так, один из семи детей ее прабабушки Марии Николаевны Всеволод Александрович Никонов в 1951 году был удостоен Сталинской премии – за разработку активного протеза кисти руки.

Истоки отцовской линии Поповых – из центральной России. Семью предков Фёдора Андреевича помещик проиграл в карты и уже передал новому барину. Как раз в тот момент пришла весть об отмене крепостного права. Шел год 1860-й. Поповы развернули оглобли на Алтай: наслышаны были о бескрайних его пашнях, сенокосах и молоке, которым хоть залейся.

За год до революции прадед Натальи по папиной линии Павел Елисеевич Попов ушел паломником в Киево-Печерскую лавру. Не дождавшись мужа, супруга его Любаша отправилась следом, дошла и нашла… могилку. Из лавры сибирячка привезла домой икону Киево-Печерской Божией Матери,  ставшей оберегом для следующих поколений семьи. «Когда в родительском доме случился пожар, жена брата Ирина схватила и вынесла из горящего дома эту икону – самое ценное, что было», – говорит о реликвии Наталья.

Отец Фёдора Попова Андрей Павлович большим выдумщиком был. Однажды 1 апреля (День дурака на Руси отмечали еще со времен Петра I) упаковал красиво несколько кирпичей, вложил записку, в которой было два слова: «передай дальше», и отправил с посыльным в сельсовет. Глава села, прочитав послание, хохму поддержал: «Это не мне, браток, это дальше». И указал новый маршрут. Долго мотался по селу с кирпичами доверчивый бедолага, пока не догадался наконец, что его разыграли.

Кастаньеты

Молодого Фёдора еще в 20-е годы ХХ века вывел на сцену его старший брат Михаил, вернувшийся домой из армии. Парень воевал с басмачами, а между делом успел выучиться на фельдшера и влюбиться в театр.

Что могли ставить на сельской сцене в 1927 году Михаил с Фёдором? Как и всюду для неграмотных по большей части зрителей, наглядные «агитки»: «Пантомима Великой Революции», «Борьба труда и капитала», «Марья выбирает жениха из комсомольца и кулака». Тогда же Фёдор Андреевич основал в Ребрихе избу-читальню.

На месте ему не сиделось. Пригласили на работу в Иркутск – поехал поднимать масскультуру там. А перед войной отправился на Урал, в Магнитогорский ТРАМ (театр рабочей молодежи. – Прим. авт.). 

Там Фёдор познакомился с будущей мамой Натальи Галиной Валериановной, библиотекарем, тоже увлеченной театром. И вскоре уже молодой женой увез ее в Ребриху знакомить с родней. Аккурат в канун Великой Отечественной.

Уходя на фронт, Фёдор взял с собой… кастаньеты. Воевал под Ленинградом и в короткие передышки между боями устраивал «театр одного актера» для товарищей. Пел авторские частушки на злобу дня, сам себе аккомпанировал. Там же, на Невском пятачке, был сильно ранен, долго лечился в госпитале города Серова, комиссованным вернулся домой и говорил всем, что его «кастаньеты спасли».

1944 год. Смотр художественной самодеятельности. Фёдор Попов читает «Порчу» Ивана Никитина. В жюри директор краевого театра драмы Илья Боров, заслуженный артист РСФСР, из эвакуированных, как и весь почти актерский состав военной поры. Талантливого парня заметили и пригласили в труппу. Параллельно с учебой на заочных московских режиссерских курсах он провел на главной сцене Алтайского края самые, пожалуй, счастливые свои годы, с 1944-го по 1949 год. А между сезонами артисты разъезжали по районам с программой агитбригад. Особенно удавались гастроли в Ребрихе, где зрители знали и любили Фёдора.

Первая выжившая

Первых двух своих малышей Фёдор и Галина Поповы потеряли. Едва не умерла и третья, Наташа.

– Я родилась в Барнауле в 1947-м, мне было всего 20 дней от роду, когда случилось заражение крови. Представьте, что пережила мама, лишь недавно похоронившая сына. Если бы не труппа, в которой служил отец, все закончилось бы очень плохо и в этот раз. Но по каким-то немыслимым связям его коллеги нашли дефицитнейший пенициллин! Мама плакала в больнице: рядом с ней умирали дети, а ее дочь спасли. Так что краевому театру драмы я жизнью обязана, – рассказывает собеседница.

Чтобы крошечная Наташенька скорее пошла на поправку, молодые Поповы послушали советов родни и, подхватив сине-прозрачную дочь, вернулись в вотчину главы семейства.

– Как приехали в Ребриху, не помню, маленькой ведь была. Но до сих пор во мне звуки и краски той поры. В селе, в отличие от города, люди понемногу уже поднимались на ноги. Папины сестры держали коров, меня обожала бабушка Анна Фёдоровна. Словом, на молочке, натуральных продуктах, зелени и заботе родных людей я быстро выздоровела, – продолжает Наталья Фёдоровна.

Конечно, не была легкой послевоенная деревенская жизнь, но любителей-театралов реанимировала сцена. Здесь, в сельских клубах, Фёдор Андреевич режиссировал, придумывал, играл, проживал лучшие моменты своей жизни. В Ребрихе он создал драмкружок, переросший в народный театр. Впоследствии его труппа не раз становилась лауреатом фестивалей всесоюзных, всероссийских, краевых. С творчеством, профессиональным или самодеятельным, в том или ином виде связали свои судьбы и дети Поповых – Наталья, Владимир, Валерий, Елена и Андрей, самый младший, родившийся, когда старшая сестра уже в седьмом классе училась. Взрослые работали, малыша нянчила она. Когда мальчик произнес свое первое слово, назвав сестру мамой, она прикатила коляску в библиотеку к матери и сказала: «Все, теперь сама».

Сбежала из политеха

К слову, девочки этой театральной семьи в детстве тяготели к физике. Елена, окончив Томский физико-технический, ушла с головой в науку. Наталья тоже честно поступила в политехнический, но вскоре сбежала от инженерной графики и термеха к любимой сцене, став студенткой курса именитого Петра Монастырского в Куйбышевском институте культуры.

– Теории он нас не учил, говорил: «Смотрите и делайте как я». С ним мы провели четыре чудесных года. Сутками пропадали в драмтеатре, разбирали спектакли, репетировали, занимались постановками – мысли прогулять даже  не возникало. Театр стал нашим воздухом, – ностальгически вспоминает Наталья. – Актеры, они же и наши преподаватели, просили: «Перестаньте ходить на каждую репетицию». Не могли же они при нас играть вполсилы, приходилось выкладываться!

Распределилась выпускница КГИК в Алтайское культпросветучилище (ныне – колледж культуры) на преподавательскую должность. Но когда через год ее позвали в Ребриху, отказаться не смогла. Во-первых, звали в народный театр, созданный ее отцом. Во-вторых, намаявшись по общежитиям в Барнауле, она рада была первой собственной квартире, предложенной ей в райцентре как молодому специалисту.

– С чего-то надо было начинать, и я просто пришла в школу, рассказала о наборе юных актеров в театр «Родник». Записалось 120 ребятишек. Так мы с ними и занимались – в этом фойе, на этой сцене. Наше объединение стало со временем образцовым коллективом Алтая и в этом году готовится отметить свое 40-летие.

Для тех, кто не знает: Ребриха с ее богатыми традициями сельского театра, заложенными и развиваемыми режиссерской династией, – родина фестиваля «Театральный разъезд», впервые он прошел именно здесь – в 2003 году.

Фоторепортаж