«Качество сильной эмоции зрителя»

15:03, 27 октября 2017г, Культура 2093


1
1

Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом «Ревизор» написал о мюзикле «Ползунов», который был показан на сцене «Геликон-оперы». «АП» публикует полный текст рецензии.

Инициатор фестиваля «Видеть музыку» Георгий Исаакян, руководитель Ассоциации музыкальных театров, худрук Детского музыкального театра им. Сац, обратился к своим коллегам со всей страны с призывом: «Мы хотим услышать ваш голос».

Глубоко оригинальный «голос» детища создателей спектакля «Ползунов» – режиссера-постановщика Константина Яковлева, композитора Евгении Терёхиной, автора либретто Евгения Вильтовского – обусловлен избранием героя, принадлежащего общероссийской истории, но в первую очередь являющегося краеведческо-родной славной гордостью Алтайского края.

Иван Иванович Ползунов – русский инженер, создатель первой паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя – честь и гордость российского Отечества.

Этот спектакль, не случайно состоявшийся в Дни Алтайского края в Москве в связи с 80-летием образования региона, с уместным пафосом, талантливо и вдохновенно выказал высокий патриотизм. «Ползунов» для Алтая очень символично-знаково.

Законы жанра мюзикла не помешали воплотить серьёзные идеи беззаветного служения Родине, гражданской самоотдачи, непомерного самонакала в движении к цели.

Механикус Иван Ползунов за свой смелый, дерзкий проект «огненной» машины был награжден Екатериной II 400 рублями и повышен в чине аж на две ступени до капитан-поручика. Это он-то, сын солдата из крестьян!

Когда-то Марк Юдалевич посвятил русскому самородку пьесу в стихах «Ползунов», поставленную на сцене краевого драматического театра в 1954 году. 7 октября 2016 года к 250-летнему юбилею со дня смерти изобретателя прошла мировая премьера мюзикла Евгении Терёхиной «Ползунов» в Алтайском государственном театре музыкальной комедии города Барнаула.

Евгений Вильтовский создал синопсис мюз­икла, затем драматическую пьесу, после чего на ее основе соорудил удобное для композитора либретто, превратив партитуру в 31 музыкальный номер. Музыкальные характеристики имеют три образные сферы – екатерининская придворная жизнь на фоне балов, русский православный народ с обрядами купальской ночи, свадьбы и заводские рабочие на фоне работающих механизмов. Это три разных по выразительным средствам и приёмам музыкальных пласта.

Евгения Терёхина – опытный театральный композитор, в послужном списке которого музыкальное оформление более 60 театральных постановок. Музыка «Ползунова» не отличается авангардностью или экспериментаторством, традиционна и необыкновенно театральна в силу своего идеального сплава со сценографией. И рок, и поп, и фолк, в меру подражательна, но всегда индивидуально-самобытна и мелодично-выразительна.

Весь спектакль исполнители на сцене работали уверенно, профессионально честно, вдохновенно, ярко и слаженно-коллективно. Безусловно, сказывается годичная обкатанность процесса исполнения. Все время чувствовался локоть команды, сработанность труппы, где наряду с солистами не менее ярким был актер-хор и актер-кордебалет. И это очень выгодно отличает алтайцев от наших московских кастинговых мюзиклов-односезонок.

И все это сопровождалось искренним, горячим чувством на сцене, летящим в зал. Ребята не стеснялись показать своё трудолюбие во время исполнения, которое количественно переходило в качество сильной эмоции зрителя. Да чего там, вытянули всю душу!

Очень украшали спектакль выразительные лирические и «механические» танцевальные номера. Они всегда подчеркивали пластичность музыки, особенно в женских групповых хороводах. Балетмейстер-постановщик Татьяна Безменова безыскусной простотой добилась несоизмеримого сценического эффекта. Этого не состоялось бы без отличного исполнения актеров и их репетиторов.

Действительно, все участники, солисты и несолисты, демонстрировали свою актерскую универсальность артиста музкомедии – вокальную, драматическую, пластическую. Невозможно провести черту, где был профессионализм, а где «просто» вытянуло сиюминутное вдохновение. Порой в столицах не всегда найдется такой уровень и в целом, и в частностях.

Императрица Виктория Гальцева с её Екатериной царила и правила на сцене весь вечер достойно и прозорливо, но не без шика самодержки-женщины. Костюмы Марии Рябинкиной сногсшибательны, но приятно без пошлости во вкусе. Обаятельно-окрыленный, целеустремленный Михаил Лямин выступил в роли самого изобретателя. А роли второго плана вообще все были ярко-характерны – и возлюбленные девушки, и канцелярист, и рабочие, и крохотная роль церемониймейстера, а также дамы с бабами и кавалеры с мужиками.

Отличная работа и яркий проект автора идеи и режиссера-постановщика Константина Яковлева «Ползунов» Алтайского государственного театра музыкальной комедии достойно подхватил флаг замечательного отечественного мюзикла «Юнона и Авось». Да не переведутся самородки русские и впредь будут славить Россию!

Фоторепортаж
Блоги